На фото – Кощей Бессмертный, который (1) жил долго, (2) ничем не болел, (3) был в отличной физической форме до последнего часа и (4) умер быстро и без мучений.
Инсульт, как мы сказали, дерьмовая болячка.
У меня есть один престарелый родственник. Каюсь, сколько ему лет точно не знаю. Ну… скажем 78 плюс-минус пара. Как-то раз среди бела дня он почувствовал, что что-то у него не так. Позвал жену. Жена смотрит, у него угол рта опустился и левая рука плохо двигается. Вызвали скорую, уехали в больницу. В больнице сделали СТ, что-то ему объяснили, чего он не понял (бывает), положили под капельницу в кардиологию, в палату интенсивной терапии. Утром капельницу сняли потому, что все прошло, назавтра выпустили домой.
Вернулся дядька злой на весь мир и на моих коллег, мол, какого черта его держали в больнице два дня, когда все за пару часов само прошло.
И тут можно много ему сказать. Но, в основном, что он ни черта не понял. Произошло то, что дцать лет назад было бы чудом. Приехал в больницу пациент с развивающимся инсультом, получил за час диагноз, начали терапию и тромб … того… фьюить. Рассосался. Чтобы у вас не было вопросов, называется это лекарство которое ему в вену капали tPA, тканевой активатор плазминогена. Оно ускоряет в сотни раз естественный процесс распада тромба. Практически, растворяет его. И, да, разумеется, у этого лекарства есть свои очень неприятные побочные эффекты, но остановить развивающийся ишемический инсульт это чудо. И, как правило, если мы взвешиваем риск против выигрыша, то и сравнивать тут нечего. Человек шел к инвалидности, а вышел без капли ущерба. И тот факт, что он начал брюзжать по поводу неправильного лечения только подтверждает успех докторов.
Мой родственник, пусть он живет до ста двадцати, не понял.
Но у вас есть все шансы понять, что, когда у кого-то возникают симптомы, подозрительные на инсульт, в больницу надо бежать бегом. Потому, что, в отличие от очень многих ситуаций, что в жизни, что в медицине, когда можно так, а можно эдак и всюду есть свои плюсы и минусы, здесь все черное-белое. Либо инвалид, либо здоровый человек.
В прошлый раз я писал про инсульт и про то, что лечить его последствия пока что особо нечем, хотя ученые от медицины тяжело трудятся, чтобы получить результаты. Надеюсь, они скоро будут у нас в руках. А пока физиотерапия – единственный оправданный и доказавший свою эффективность способ. Какая физиотерапия? Правильная. Спросите у тех, кто ей занимается.
Хорошо. А как предотвратить инсульт?
О… это непростой вопрос. Хотя нет. Не такой сложный.
Вы помните из предыдущей статьи, что инсульты, в основном, бывают двух видов: ишемический, когда кровеносный сосуд чем-то забивается (и это примерно 80% всех инсультов) и геморрагический, когда кровеносный сосуд лопается и кровь из него выливается наружу, а снаружи – ткань мозга. Но я не буду повторяться. Захотите – вернетесь к тому тексту.
Генетику мы оставим в стороне и про нее я напишу отдельно. Почему? Да потому, что это сложно, но сам принцип понятен. У кого больше предрасположенность, тому и беречься надо больше. Если чьи-то родственники пачками хватали инсульты, это означает, что надо втрое тщательнее следить за собой, а не махнуть рукой и сказать, что чему быть, того не миновать. Как-то так.
И прежде, чем мы просто по списку пройдемся по основным пунктам, на которые надо обратить внимание, чтобы не познакомиться с инсультом поближе, просьба. Не спрашивайте у меня в комментариях, что вам или вашим близким надо проверять. Часть общих советов будет ниже. А еще добро пожаловать к семейному доктору. Потому, что все мы разные, каждому нужно что-то свое, не зная пациента довольно глупо советовать конкретные вещи.
Итак, поехали.
Повышенное давление. Гипертония. Это синонимы, если что. Кровь у нас бежит от сердца по артериям. Бежит под давлением. Когда нас планировали, трубки рассчитывались на определенные перегрузки и определенный износ. Не надо быть гением и лауреатом нобелевской премии по здравому смыслу, чтобы понять, что, чем выше давление внутри трубки, тем больше шансов, что она лопнет. Особенно, если трубка не новая. И будет геморрагический инсульт. Поэтому лечить или не лечить повышенное давление, если мы не хотим обзавестись параличом и прочими радостями, это даже не вопрос. Это обязательно. Брать правильные таблетки каждый день.
Если вы не в курсе, то большинство лекарств от гипертонии действует не по принципу “есть пожар – туши”, а рассчитаны на ежедневный постоянный прием. Поэтому если принимать их через раз, например только когда давление высокое, мы получим качели. Большие скачки давления то вверх, то вниз, и я не уверен, что это не больше шансов на осложнения, чем если не лечиться вообще.
Раз уж речь зашла о делах сердечных, то нарушения ритма – тоже фактор риска и от них тоже следует избавляться. Если можно. Если нет, часто доктора рекомендуют прием антикоагулянтов (на иврите на сленге это “разжижающие кровь” лекарства). И отказываться от такого лечения без особых причин – неразумно.
Следующий антигерой романа – атеросклероз. При атеросклерозе в стенке сосуда формируются так называемые атеросклеротические бляшки. Они не только вызывают воспалительную реакцию и постепенное сужение просвета. Бляшки могут разрушаться частично, иногда на них формируются тромбы. Тромбы и кусочки бляшек могут улетать с током крови, а дальше закупорить небольшой по диаметру сосуд и сделать инфаркт. Инфаркт это состояние, при котором прекращается ток крови в орган или его часть, и ткань умирает. Поэтому, когда мы говорим о сердце “инфаркт”, то имеем в виду инфаркт миокарда, сердечной мышцы. А может быть инфаркт почки, кишечника или мозга. Синоним к термину “ишемический инсульт” это “инфаркт мозга”.
Развитие атеросклероза можно пытаться предотвратить правильным питанием и физическими нагрузками. Не всегда, не верьте тем, кто так говорит. А еще можно скорректировать липидный профиль лекарствами. Про эти лекарства как-нибудь особо поговорим, они реально помогают, у них есть свои побочные эффекты, но, как правило, плюсы существенно перевешивают минусы. Рискну попророчествовать, что найдутся желающие сказать, что эта группа препаратов нужна исключительно для обогащения фармакологических компаний. В каком-то смысле это так. Все лекарства приносят своим производителям деньги. Совсем не игрушечные. Я знаю одну фирму, которая производила таблетки бесплатно, я сам ее основал в возрасте семи лет на берегу моря и таблетки были из песка. Дедушка лечиться отказался. До сих пор не знаю, почему. Все остальные работают за деньги. Но мы покупаем за деньги не только лекарства, а еще множество других вещей. Нам ведь важно не то, что кто-то зарабатывает на этом, а то, что мы получаем что-то полезное для себя.
Относительно статинов повторюсь потому, что это нужно знать. В большинстве случаев плюс существенно выше минуса и надо правильно подбирать у правильного доктора.
Отказ от курения. Да-да. Я знаю. Вы курите и вам надоело это слышать. Или не хочется. Я вас понимаю. Если факты мешают теории, от них надо избавляться и “со мной это не случится”. В медицине правит бал леди по имени вероятность. Тот, кто курит, имеет более высокую, нет, значительно более высокую вероятность развития атеросклероза и его кровь охотнее формирует тромбы. Обязательно ли с ним случится что-то нехорошее? Нет. С большей вероятностью – да.
Не хочу выглядеть ханжой, я могу выпить. Но алкоголь в более, чем умеренных дозах (больше 1-2 порций в сутки) это тоже фактор риска.
Диабет. Про диабет и поражение сосудов можно тома писать. Я не буду. Вы мне на слово поверите, что некомпенсированный нелеченный диабет это быстрая дорога к проблемам, и инсульт – одна из них. И я знаю, что контролировать эту болезнь непросто.
Физические нагрузки. Есть разные люди, есть разные рекомендации. Раскачиваться до размеров Шварценеггера в его лучшие годы или бегать каждый день по десять километров это уже за гранью того, что мы называем “здоровый образ жизни”. Но регулярные по нескольку раз в неделю – да. “Расплачиваться” один раз за семь дней, убивая себя в спортзале – глупо.
Убрать избыток веса. На самом деле, это простая сложная рекомендация. Не потому, что сложно скинуть вес. Потому, что избыток веса может быть связан с кучей других проблем, потому, что само определение “избыток веса” – штука неоднозначная и непростая, как бы просто это ни выглядело. Есть здоровые люди с небольшим “перевесом”, есть люди с таким же избытком, но больные. И да потому, что это непросто – скинуть вес. Кто пробовал – знает.
Снижение стресса – это вам говорит доктор, который в среднем в неделю 60+ часов на работе. А работа … нет, авиадиспетчеры, биржевые брокеры и акушеры по сравнению с нами стрессом просто дышат, но, поверьте, нам тоже есть, чем “гордиться”. И стресс – один из факторов, связанных с инсультом.
В заключение, два совета.
Дорогу осилит идущий. Если семейный доктор не может привести в порядок давление, холестерин или что-то еще, а это не так просто, как кажется, помните, что есть нефрологи, кардиологи и прочие ологи, есть специализированные поликлиники и нерешаемые проблемы часто решаются.
Проблемы, о которых я писал, с которыми стоит бороться, это не только факторы риска для инсульта. За ними тянется огромный шлейф бед, они умеют укорачивать жизнь и делать ее невыносимой. Иногда необратимо невыносимой. Поэтому стоит прилагать усилия, чтобы сдерживать их. Чтобы жить может и не до 120-ти, но жить хорошо.