Израиль без наркоза

Черный сентябрь 1970 или долг платежом красен.

Иордания – это такая страна на карте. 

К востоку от Израиля. 

Откатите колесо истории на пару тысяч лет назад. Или чуть поменьше. Египет был. Израиль был, Сирия была, хотя  иногда под разными другими названиями. Дамаск, вообще один из древнейших городов в мире. А вот Иордании никогда не было.

До начала двадцатых годов кто только этой землей не владел: евреи, моавитяне, ханнанейцы, потом пришел Александр, за ним – Рим, потом Магомет выплеснул арабов с утопающего в песке полуострова, а арабов прогнали турки. И довольно долго сидели здесь, пока Британская империя не поделила шкуру османской с другими такими же хищниками и не взяла себе под контроль земли, которые назвали Палестиной. Лису пустили в курятник постеречь кур. 

Вот из той самой Палестины англичане вырезали жирный кусочек, назвали его эмиратом Трансиордания в двадцатые годы, а в 46-м превратили в королевство. У королевства была вполне серьезная армия, оснащенная и обученная англичанами. Потом из остатков Палестины евреям выдадут три обрезка на их государство, будет Война за Независимость и иорданские войска покажут себя с очень хорошей стороны. Против евреев.

И будут потом странные отношения не дружбы и не вражды. Взаимовыгодного существования. Иногда обоюдные клизмы. Иногда театральная ругань вполне деловые контакты подальше от любопытных глаз. И все это нанизано на череду войн: Война за Независимость, Шестидневная Война и сражение при Караме. Война на истощение. А потом случился Черный Сентябрь. 

Поищите в гугле, этих черных сентябрей до черта. Не знаю, почему. То ли звучит красиво, то ли люди именно в сентябре обожают лить кровь. Впрочем, мы не заморачиваемся по поводу календаря. Вроде как нам Всевышний так и велел: “дети мои, поубивайте друг друга побольше и будет вам счастье, райский сад и прочие радости”. 

Но мы о конкретном. В 1970 году так уж вышло, что всю западную часть Иордании подмели под себя Ясир Арафат сотоварищи. И развлекались, как умели: переходили через границу и наводили террор в Израиле, собирали свои налоги с жителей, иорданскую армию и полицию к себе, естественно, не пускали, и периодически устраивали покушения на короля Хусейна. Заодно они угоняли тут и там самолеты с заложниками и прилетали на них все в ту же Иорданию, что в глазах нормальных стран, которые все же существовали на нашем шарике, было нехорошо. 

Исторически так получилось, что примерно 70% жителей Иордании считают себя палестинцами, а остальные – это бедуины и немного других народов. Бедуины, это вроде как тоже арабы, но они особняком и далеко не всегда считают палестинцев своими братьями. Как им удобно в данном случае, так и считают. В Израиле, например, многие бедуины служат в армии, и то, что они – мусульмане их совершенно не дергает. 

Король Хуссейн был тоже из бедуинов и любовь его к Арафату была … ну как бы … не очень. Трудно любить человека, который пытается у тебя отобрать корону. Особенно после десятка покушений. Некоторое время король опасался, что и в армии у него семьдесят процентов – палестинцы. Он боялся, что Насер, который тогда был неформальным главой арабского мира не поддержит, но после очередного, кажется, семнадцатого по счёту, покушения чаша терпения его переполнилась, и он послал армию против Арафата и его борцов за свободу.

Вот эти события называются в Иордании Черным Сентябрем. Потому что за все войны между арабми и Израилем арабские армии потеряли убитыми чуть меньше пятидесяти тысяч человек. А король Хусейн добавил к ним еще двадцать пять тысяч за месяц с небольшим: оказалось, что в армии у него порядок с дисциплиной и с пониманием того, где твои, а где чужие.

Когда иорданская армия на иорданской территории начала убивать террористов, в соседней Сирии это было воспринято, как нарушение арабского единства. Сирия послала в Иорданию войска, чтобы помочь королю Хусейну одуматься. Но король Хусейн одумываться не хотел. К тому же, он опасался, что речь пойдет о Великой Сирии. Здесь, на Ближнем Востоке в горячем воздухе и горячих головах идеи величия носятся, как пираньи в Амазонке. Великая страна, неважно, как она называется, как правило, включает в себя территории, которые соседи, по недоразумению, полагают своими. 

Сирийские танки пришли в Иорданию и там их встретили иорданские танки. И между ними произошло братское сражение. В этот момент король Хусейн попросил американцев о помощи, поскольку сирийская армия сильнее, и ему пришлось воевать на два фронта. Но у американцев, как назло, Шестой флот был не готов к такому бурному развитию событий. Поэтому американцы попросили Израиль. 

А Израиль к такому развитию событий был готов. Рабин тогда был послом в Вашингтоне, а Голда премьер-министром, и эти люди умели быстро принимать решения. 

Вот так израильские штурмовики с подвешенными бомбами и ракетами оказались над сирийской танковой колонной. И над территорией Иордании, разумеется. Это было достаточно внятное предупреждение. Сирийцы подумали, и поехали обратно. И самолеты свои в воздух не подняли. 

Арафат со своими боевиками из Иордании сбежал через Сирию – в южный Ливан. При всей горячей братской любви сирийцы совершенно не собирались давать им приют и крышу над головой. Зато раскрыл Ливан раскрыл объятия и был успешно превращён в базу для террора. А в подарок получил ещё и братоубийственную войну. До прихода Арафата Ливан был действительно мультикультурным государством, в котором более или менее мирно уживались шииты, сунниты, друзы и представители разнообразных христианских конфессий. А после его воцарения все они начали дружно и с большим энтузиазмом резать друг друга.

Когда у человека талант, он проявляется везде. Даже если это талант лить чужую кровь. 

Но мы отвлеклись от истории. А она три года спустя принесла нам Войну Судного Дня. Вторжение сирийцев и египтян было самым кровопролитным со времен Войны за Независимость. Некоторые братские арабские народы вроде иракцев, не имеющих с нами даже общих границ, пришли повоевать тоже. Даже Куба отправила своих добровольцев. А иорданцы ограничились таким символическим вспомоществованием Египту и Сирии, что его никто толком и не заметил, а некоторые гнусные клеветники утверждают, будто бы его не было вовсе. Долг платежом красен, видимо, если ты – порядочный человек. Даже в политике. Даже на неспокойном Ближнем Востоке.

© Юрий Супоницкий

#Израиль_без_наркоза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *