Искусство не всегда уживается с коммерцией.
Полагаю, нужен особый талант для того, чтобы эти штуки при совокуплении давали плодовитое потомство. Не всем же быть Спилбергами и Камеронами.
Таков рецепт: берется в общем-то неплохая книга. Популярная книга. Не без недостатков, но успешная. Подбираются актеры. Пишется сценарий. И актеры, в большинстве своем, хороши. По настоящему хороши. И сценарий пишется правильно. Чтобы и по книге, и не совсем. Чтобы даже тем, кто читал, было интересно. И это хорошо. Первый сезон проходит на “ура”, есть коммерческий успех и … такое ощущение, будто зелень сыплющихся баксов застилает кое-кому глаза.
Второй сезон начинает растягиваться, третий еще больше. Создается дикое ощущение, будто сериал тянут специально, в надежде срубить денег и растягивают, и растягивают, подстраивают под сиюминутные желания зрителей, в результате талант растворяется (нельзя же его растягивать без конца), а коммерция, да что с коммерцией … тоже ведь требует гибкости. Люди не могут вечно платить за одно и то же. Поэтому, вышло, как вышло. Боком.
Основные персонажи, по моему, легли буквально в точку. Иэн Макшейн в роли мистера Среды великолепен в своем тщательно дозированном безумии. Рикки Уитл (Тень) – просто идеален и, в моем представлении, попадает в роль точно, как сшитая по мерке перчатка. Пабло Шрайдер (Суинни) и Эмили Браунинг (Лора Мун) вообще отжигают так, что иногда только ждешь фрагментов с их участием. Их препирательсв, разборок, ссор и зарождающейся из ничего, казалось бы, любви. Почти все персонажи сделаны с любовью и актеры играют хорошо. Не придерешься, да и не хочется. Очень колоритен Петер Стромаре в роли Чернобога, и, когда он появляется в кадре, так и хочется воскликнуть: “Дайте этого мужика и побольше!”. Посмотрите сами, какой красаффчег!
Новые боги в первом сезоне тоже хороши, Джиллиан Андерсон демонстрирует класс, впрочем, она всегда хороша. Но потом она из сериала исчезает, а замена не то, чтобы недостаточно хороша, замена эта … это, как сравнивать хороший бифштекс с котлетой, в которой больше хлеба, чем мяса. Набить живот можно. Сыт будешь. Вкусно? Вряд ли.
Спецэффектов немного, почти нет. Тем не менее, вера в чудо остается однозначно у зрителя. Видимо, мастерство Нила Геймана, шикарная идея и замечательно сотворенные персонажи не дают нам утратить доверие. Поэтому та мистика, что появляется в кадре, выглядит достоверной, а, когда старые боги оказываются бессильными перед лицом более могущественных собратьев по нектару и амброзии, ты понимаешь, что их бессилие обосновано и не выглядит искусственным.
И книга и сериал показывают борьбу слабых, но хитрых старых богов с новыми, могущественными, но недостаточно расторопными и часто теряющимися перед нестандартными решениями, которые вытаскивает из кармана жуликоватый мистер Среда. Он играет на своем поле, в ту игру, в которую его тяжело обыграть, и успевает каждый раз ускользнуть из-под носа у своих противников.
Тем не менее, раз за разом его попытки найти еще один артефакт, призвать на помощь еще одного бога, кажутся более похожими на выполнение однообразных квестов в не слишком удачной компьютерной игре. И интерес к сериалу начинает снижаться.
Такое ощущение, будто начав на твердую “четверку”, если не с плюсом, сериал как-то утратил темп, сдулся и начал превращаться в уныловатое подобие мыльной оперы, в которой, актеры тащат свой воз исправно, режиссеры отрабатывают каждый оплаченный им доллар, а сценаристы иссякли и не знают, как продлить жизнь полутрупу.
Так и хочется сказать “Удивите меня”, но удивлять тебя никто не торопится. Увы.
Сериал закрыли после трех сезонов. Слухи о том, что собираются доснять четвертый ходят. Интерес к нему будет однозначно. Нил Гейман – ходовой товар, а первые (особенно первый) сезоны вполне показали, что выдать качественную фильму можно. Поэтому, если четвертый состоится и будет завершающим (к тому идет), если он будет без растягивания резины и притягивания за уши новых богов и новых полубессмысленных квестов, он имеет шанс исправить то, что сбилось с пути. Дай-то бог. Старый бог. Добротный. Надежный.
© Юрий Супоницкий
#Кино_без_наркоза