Книги без наркоза, Фантастика и фэнтези

Баошу. Возрождение времени.

Текст содержит спойлеры.

Я дочитал трилогию “Задачи трех тел” и … знаете, такое ощущение, когда книга завершена, а вопросы остались. И спросить не у кого. Не люблю фанфики, 99.9% из них несравненно хуже оригинала, но выбора у меня не было, и я отдался на волю фантазии господина со странным именем. Баошу.

И буду сейчас говорить об 0.1%. Той самой.

Пересказывать сюжет бессмысленно. То, что Лю Цысинь вложил в три огромных тома и несколько лет работы изложить на трех страницах текста невозможно. Есть такой старый еврейский анекдот:

-Хаим, ты когда-нибудь слушал Паваротти?

-Мне Рабинович напел, так вот, мне это не нравится.

Вот и я не буду пересказывать три книги, тем более, что я написал рецензию на каждую из них. Расскажу о четвертой. 

Если кто-то читал мои рецензии на троекнижие Лю Цысиня, то он вспомнит мои претензии к этим, в общем, вполне замечательным и однозначно заслуживающим прочтения. Первым жирным минусом были персонажи. Большинство из них плоские, безэмоциональные, не привлекающие читателя. Их помыслы странны и непоследовательны, они иногда без видимых причин мечутся из стороны в сторону, мотивы, по которым они принимают решения часто кажутся надумаными. Вторым – поведение человечества, как социума. Оно … на уровне школьника. Без планиования, без расчетов. Инфантильно, местами до ужаса. Хотя и в реальной жизни человечество иногда удивляет тем же. Способы принятия решений удручают. 

В остальном отсылаю читателей к моим предыдущим рецензиям на каждый из томов троекнижия. 

Что же со всем этим сделал господин Баошу? О, он сотворил то, перед чем надо снять шляпу. Фанат автора настолько глубоко проник в трилогию, что смог не только написать четвертый полноценный том, в котором свел все оставшиеся без ответов вопросы к единому и цельному завершению, но и наполнил персонажи, пусть мы говорим только о четырех из них, настоящим, реальным, живым содержанием. А для этого ему надо было совершить поистине титанический труд. Ведь автор живет своей книгой. У него под рукой все черновики, наброски, то, что не вошло в роман, но оставило на нем свой след. Тень. Баошу пришлось все это проходить сначала. Самому. Каждый шаг.

Спасибо за это. А теперь немного спойлеров о книгах, в которых идет речь о четырехссотлетнем противостоянии цивилизаций Земли и Трисоляриса, заканчивающееся печально для людей. В конфликт вмешиваются куда более могущественные силы, чем люди или трисоляриане могут себе представлять. Лю Цысинь называет эти силы “Темным лесом” и туманно описывает их во второй и третьей частях трилогии.

В финале два последних выживших представителя человечества готовятся к концу света. И… что-то там брезжит в конце, неясное, туманное, поди разбери что это. 

Но мы открываем книгу Баошу. В оригинальной трилогии некто Юнь Тяньмин был отправлен в космос в виде изолированного от тела мозга. Как и планировалось, его подобрали трисоляриане, один из кораблей флота, отправленного на завоевание Земли. Трисоляриане снабдили его новым телом, и использовали, чтобы узнать лучше психологию человечества. 

Но позже, Юнь Тяньмин получает от одного из могущественнейших существ во Вселенной совершенно невероятные способности. Здесь нам раскрывается одна из тайн трисолярианской цивилизации, то, о чем Лю Цысинь недоговорил. Почему трисоляриане так ненавидят людей и почему они хотят любой ценой их уничтожить, даже тогда, когда это уже становится ненужным, нерациональным. Не знаю, как видел этот момент сам Лю Цысинь, но идея Баошу мне понравилась своей оригинальностью и неожиданностью. Затем Юнь Тяньмин вступает в битву на уровне, намного превышающем наше воображение. Он становится посланцем одного из истинных богов нашей Вселенной, вступает таким образом в битву двух противостоящих друг другу суперсил, и вносит решающий вклад в решение судьбы это Вселенной и всех последующих. 

То, что мне не нравилось в оригинальной трилогии, Баошу исправляет мастерски. Его персонажи вдруг оказываются сложными, объемными, живыми. Они делают неправильные поступки и получают за это оплеухи от жизни. Они стараются, упираются, оступаются, но движутся. Они планируют, как нормальные люди, как те, кто умеет рассчитывать на ходы вперед. Они хитрят, изворачиваются, если надо бьют в спину. И это разительно отличается от того, как описывает людей Лю Цысинь, у которого человечество марширует строго по расчерченным линиям на плацу. . 

Чэн Синь – персонаж к которому Лю Цысинь явно благоволит. К концу третьего тома ты уже совсем не можешь понять, за какие такие бешенные заслуги человечество в целом и автор в частности награждают ее бегством из ловушки, сотканной Темным Лесом для Земли, вдруг показана такой, какая она есть: слабовольной, не слишком умной, не слишком доброй женщиной, в которой есть напор, но нет понимания. Которая решает вначале, а думает потом. И которую, по хорошему, должны были в третьем томе трилогии убить. Было ведь за что. Лю Цысинь и за меньшие проступки “расправлялся” с персонажами достаточно жестко. Но здесь автор Чэн Синь пожалел. Зато Баошу вывесил на нее правильный ценник. 

НФ-составляющая книги, быть может, не несет оригинальных идей по сравнению с трилогией, но очень ровно и удачно ложится в общую канву. Идеи, которые нам предлагает автор, становятся гармоничным продолжением идей Лю Цысиня, надстройкой на величественное здание, воздвигнутое им. Но надстройка не портит, скорее, придает законченности общему замыслу. 

Я не стану пересказывать сюжет. Это глупо. Баошу не просто замкнул все нити правильно. Он сделал это так, что у читателя не остается вопросов. И при этом он держит тебя в напряжении почти до конца романа. История скручивается в спираль, наматывает на себя загадки из трех книг Лю Цысиня, и гармонично завершается, но завершается по восточному мудро. В конце старой Вселенной есть начало новой. Иной. Завершает книгу так, как это должно быть. 

С почтением от ученика к учителю. 

© Юрий Супоницкий

#книги_без_наркоза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *