Гений тем и отличается от простого человека, что он – гений.
Он может быть наивным, даже немного инфантильным. Он использует старые, всем известные сюжетные ходы, от штампов на его фильме места свободного нет, а ты смотришь и оторваться не можешь.
Атмосферой это кино чем-то напоминает IT Спилберга. Это очень правильно приготовленная смесь доброго, умного и легкого, приправленная экшном в нужной пропорции, запеченная в духовке Голливуда. И – смотрите-ка, не пригорело, только покрылось румяной корочкой.
Вот так и с “Бездной”. Сегодня сюжет кажется даже каким-то детским, простым, что ли. Так не снимают сейчас. Да и само действие развивается как-то слишком уж медлительно, неторопливо. Развивается неспешно, а движется вполне быстро.
Сюжет простой. Американская атомная подлодка с полным набором ракет с ядерными боеголовками терпит крушение где-то в океане. Что за таинственный объект вызвал эту катастрофу, мы, зрители, не знаем, но даже те, кто аннотацию к фильму не читали, сразу понимают, что дело тут идет о чем-то сверхъестественном. Или инопланетном, что, по сути, одно и то же.
Неподалеку по счастливой случайности находится экспериментальная подводная буровая платформа, на которой очень харизматичный Эд Харрис со своим экипажем бурильщиков ищут под водой что-то. Кажется, нефть. Смотришь, и понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у “Армагеддона” с бесподобным Брюсом свет Уиллисом. Хотя там бурильщики двинулись совсем в другую сторону. Американское правительство сразу же реквизирует платформу для проведения спасательных и прочих работ на подлодке, и на дно океана отправляется группа “морских котиков” во главе с лейтенантом Хайремом Коффи (Майкл Бин). А везет ее красавица-жена главного героя по имени Линдси Бригман (Мэри Элизабет Мастрантонио). Нет, не путайтесь. Главного героя зовут Вирджид Бригман, но вещи надо называть своими именами, а людей – тем более. Эд Харрис играет там Эда Харриса, поэтому называть дальше я его буду тоже Эдом Харрисом.
Линдси с мужем почти в разводе, но она строила эту платформу и знает ее, как облупленную. То тут, то там появляется с гаечным ключом и стучит им по всяким другим железякам, чтобы мы твердо знали, кто тут у нас инженер и стальная леди в одном лице. Так и хочется написать, что у нее еще стального есть, но это уж слишком банально. А еще Линдси такая … правильная леди. Комсомолка в лучшем смысле этого слова. Идейная и принципиальная.
Я не буду подробно описывать сюжет. Съемки под водой мастерские, а Кэмерон – монстр в человеческом обличье. Потому, что он в свой добрый и правильный фильм вложил и экшн, и ужастик, и идеи, правильные идеи, и любовь, и все у него выходит хорошо и естественно. Ах, я еще про НФ забыл. Она там тоже есть.
Эд Харрис, он не может не радовать. Потому, что он просто отличный актер. А вот Майкл Бин радует очень. Человек на экране умело и профессионально сходит с ума. Под давлением обстоятельств. За свою правду. Логично. Слетает с катушек. Я раньше этого актера не знал, теперь поищу другие фильмы с его участием. Вообще надо сказать, что играют хорошо все. Что очень часто встречается в американском кино – даже эпизодические роли люди играют так, словно это Гамлет всей его жизни. Или Офелия.
Дальше все идет по плану. Главный герой сражается с главным злодеем, заодно спасает принцессу (на которой уже женат, но о разводе речь не идет, а только о большой чистой любви, домике в Нью Джерси и паре детей), естественно злодея побивает. И отправляется на спасение всего человечества. Чего мелочиться, раз принцесса в безопасности.
Вот и сюжет, не вводя себя во грех пересказа.
Мудрые и добрые инопланетяне делают очень антивоенное “ну-ну-ну” милитаристской Америке со всеми ее крейсерами и эсминцами, и человечество выходит на дорогу к светлому будущему. Надо понимать, рука об руку с новыми друзьями. Хэппи энд. Друзья, кстати, безобидного розового или фиолетового цвета. Такие злыми быть не могут ни за какие коврижки.
Подведем итоги. Стоит ли смотреть? Да. Сегодня этот фильм смотрибелен. Актуален? Не слишком. Сюжеты о красавицах, рыцарях и злодеях вечны, и, даже если они и повторяются, то это никому не мешает. Добрые антивоенные наивные иногда грешащие против истины и здравого смысла сказки тем и хороши, что мы хотим верить в чудо. А гений, он тем и хорош, что умудряется удивить нас несмотря на то, что мы понимаем правила, знаем, как будет развиваться история и даже конец нам понятен почти с самого начала. Потому, что он – гений.
© Юрий Супоницкий
#Кино_без_наркоза