Если человек выпадает с пятого этажа и остается цел, это чудо.
Если тот же человек выпадает с пятого этажа повторно и снова остается цел, это совпадение.
Ну, а, если это случается с ним трижды, речь идет о привычке. Или диагнозе.
Итак, Лю Цысинь, “Вечная жизнь Смерти”.
Есть такие писатели-фантасты, которые куда больше фантасты, чем писатели. И это не попытка сказать нечто обидное. Нет. Они могут быть очень любимы, востребованы и популярны. Как Айзек Азимов, например. Идеи потрясающие. Масштаб, мышление просто вызывают восхищение. Но персонажи … не очень. Сюжет – местами. Люблю ли я Азимова или, скажем, Кларка? Однозначно – да. Считаю их хорошими писателями – нет. Найдите в их книгах лорда Корвина, или Пола Атрейдеса… вот и я о том.
Нет, я понимаю, что сейчас могут найтись люди, которые захотят доказать обратное, но спорить с ними не стану. Я вообще не об Азимове и Кларке. Я о Лю Цысине. А Лю Цысинь он и удивляет, и не удивляет одновременно.
“Вечная жизнь Смерти” – заключительная часть трилогии о довольно странных взаимоотношениях цивилизаций Земли и Трисоляриса, единственной обитаемой планеты тройной звезды Альфа, Бета и Проксима Центавра. Условия жизни на Трисолярисе жуткие, и его жители резонно решают переселиться на Землю, для чего надо оную завоевать, очистить от людей и начать строить на ней светлое будущее. В общем, это нормально.
Но развитие трилогии происходит как бы по кривой Гаусса. Первая часть неплоха, но не более, вторая гораздо круче, в ней персонажи обретают объем и цвет, НФ-идеи становятся реально грандиозными и читатель начинает ощущать себя пешкой на безразмерной шахматной доске Вселенной. Вот с таким ощущением он (читатель) вплывает, полный нетерпения, в третью часть и …
… здравствуйте, мои любимые грабли.
Этот роман ощутимо хуже, чем второй, хотя, по абсолютной шкале ценностей он неплох. Но… проблемы те же. Когда вещи случаются по третьему кругу, это уже совсем не случайность.
НФ составляющая книги, как мы уже привыкли, хороша, впечатляюща и остаётся только челюсть подбирать от восхищения. Лю Цысинь удивляет в хорошем смысле слова и продолжает традиции упомянутых уже Азимова, Кларка и иже с ними. Прекрасно продолжает. Его игры с измерениями, временем, скоростью света заслуживают всяческих похвал. Это ново, это оригинально, это очень органично вписано в книгу. Интригует. Захватывает. Влечет. Короче, чудесно. 11 баллов из 10 возможных.
Но дальше поезд не идёт. Главная героиня романа Чэнь Син снова оказывается плоским человеком в плоском мире, подобно большинству персонажей “Задачи трех тел”.. Она дважды недрогнувшей рукой берет на себя право решать судьбу человечества, и оба раза ее выбор неудачен. Если последствием первой ошибки оказывается гибель пары десятков миллионов (кто считал… зря что ли книга называется “Вечная жизнь Смерти”), то вторая раскатывает всё человечество, словно асфальтовый каток игрушечный домик.
Впрочем, человечество в книгах Лю Цысиня не блещет интеллектом. Методы принятия решений удручающи, выводы однобоки, а способность к прогнозированию болтается на уровне нуля. Способность учиться на ошибках и того ниже. Да, человек сам назвал себя разумным и в этом явно себе же польстил. Но, когда автор играет за землян в своих же книгах, он не сильно переутруждается. А зря. Хочется верить, что мы не настолько одноклеточны. Этот фон из слегка дементного человечества сильно портит книгу. Когда людям противостоит умный и опасный, непредсказуемый враг, это хорошо. Но когда сами люди при этом ведут себя крайне наивно и нелепо, это плохо для книги. Масштаб злобного врага делает не таким уж страшным (бить слабых легко, верно), да и движение по сюжету слишком часто перемежается вопросами типа “Какой еще ляп сделает человечество?”. От этого в какой-то момент даже устаешь.
Это же человечество, пытается судить главного героя “Тёмного леса” Ло Цзи за потенциальное уничтожение обитаемого мира (иди докажи, что там было уничтожено…). Но абсолютно легко спускает с рук Чэнь Син практически то же самое. Правда, в отношении самого себя. Если таким образом автор подкалывает нынешнюю западную мораль с псевдотолерантностью, я еще могу это понять. Ну а без подобного допущения – хрень какая-то выходит.
Дальше – больше. Парень по имени Юнь Тянмин беззаветно и безответно любил Чень Син. Бывает. Будучи смертельно больным он согласился послать свой извлеченный из тела мозг (!) навстречу трисолярианскому флоту с тем, чтобы быть посланцем и лазутчиком человечества в стане врага. Что ему довелось испытать, мы не знаем и знать не будем, пока не прочитаем роман “Возрождение времени”, написаный Баошу и повествующий о приключениях Юнь Тянмина. Но так или иначе влюбленный герой сумел преодолеть все преграды, как-то ужиться с трисолярианами и послать весточку на Землю. Он даже намекнул на кое-какие вещи, которые могут помочь землянам устроить свою жизнь в галактике, но люди не просекли. Вернее, просекли, но не до конца. Впрочем, если бы они разгадали все метафоры Юнь Тянмина, роман можно было бы сворачивать на половине. А так кое-что раскрылось ближе к концу, и это тоже однозначный плюс.
Последняя треть книги уводит в пампасы. Человечество размазано тонким слоем по лику Вселенной, профессиональная неудачница Чэнь Син бежит на единственном существующем и построенном в строжайшей тайне световом корабле. Хотя нет, трудно назвать профессиональным неудачником человека, который дважды профукал свой шанс, но уцелел, почти не прилагая к этому усилий. Зато в космосе Чэнь Син почти встречается с Юнь Тянмином, которого уже почти полюбила к тому моменту, несмотря на то, что все общение за последние сотни лет составил час разговора (это тоже бывает). А потом автор внезапно сворачивает все нафиг, как будто речь идет о мексиканской мыльной опере 70-х годов и бросает Чэнь Син в объятия другого, а Юнь Тянмина отдает ее лучшей подруге. Да, так бывает. Но зачем? Для меня это было непостижимо.
В итоге … в итоге книга заканчивается раскрытой дверью, и это тоже хорошо, поскольку после всех перипетий придумать нормальный конец и не повторить кого-нибудь из мэтров непросто.
Подведем и мы итог. Это не плохая книга. Я прочитал ее на одном дыхании. В ней немало ляпов. В ней немало тех мест, которые просят наждачной бумаги или даже рубанка. Это не шедевр мировой литературы. Но это добротная хорошая фантастика, которую хочется читать. И которую будешь помнить, как и всю трилогию за ее масштабность, за величие мироздания и за веру в способность человека посмотреть этому мирозданию в глаза и не отвести взгляд.
© Юрий Супоницкий