Итак, Стивен Спилберг и Том Хэнкс. “Властелины воздуха”
Все, что эти ребята делают, выходит, как минимум, хорошо.
Поэтому, смотреть ли?
Да.
Ну, а, если нет, почему нет?
Во первых, если вы отчаянно не любите фильмы о войне потому, что там много войны и много самолетов.
Во вторых, если вы уверены в том, что сражались исключительно Германия и СССР, а Америка просто сидела на заборе и наблюдала за дракой. Потому, что США с декабря 1941-го воевали и в Тихом Океане на его чудовищных пространствах, и против Германии тоже. Одновременно. Плюс снабжали Англию и СССР чем могли. Скажем, что им географически повезло по сравнению с Англией, тем более по сравнению с другими странами Европы и с СССР, но от этого они не воевали меньше.
Спилберг и Хэнкс сняли кино про реальных людей, воевавших в реальной войне, без всяких придумок. По реальным событиям. Почти документальное. И это потрясающе. Наверное потому, что жизнь чаще всего оказывается круче любых наших фантазий. Когда смотришь “Властелинов воздуха” зная, что все почти, происходящее на экране, происходило с живыми людьми из плоти и крови, что там почти нет выдумок, понимаешь сериал совсем иначе. Словно тебя окунули в историю восьмидесятилетней давности, во внезапно ожившую войну, где люди отправляются на каждый свой вылет, как на последний, где у них на глазах гибнут товарищи, где каждый поворот сюжета написан не сценаристами, а жизнями и кровью.
В одном из обзоров “Властелинов воздуха” было написано: скукотища. Нудное кино про воздушные сражения, и еще текучка актеров. Люди появляются на две-три серии, не успеваешь к ним привыкнуть, а их меняют на новых почему-то. Не почему-то. Потому, что так и было. В 43-м и начале 44-го летный персонал бомбардировочных эскадрилий обновлялся с чудовищной скоростью. И каждый вылет был вылетом в ад, в поля, где расцветают и живут своей скоротечной жизнью цветы, рожденные разрывами зенитных снарядов. Где на неповоротливые медлительные туши бомбардировщиков налетают, как пираньи, истребители, рвут их в клочья ракетами и пушками. И люди на аэродроме стоят и считают садящиеся самолеты, твердо зная, что вернутся не все. А, если вдруг, все, то это чудо.
Когда смотришь сериал под таким углом, когда понимаешь, что не работают тут выдумки сценаристов, разве по мелочам, воспринимаешь иначе. Вот появляется пилот, он успевает тебе понравится, и в следующем вылете, пардон, в следующей серии его самолет получает ракету в крыло, летчик выбрасывается с парашютом и попадает в плен. Если повезет. И все. На его место приходят другие. Как было в жизни. Многие знают, что экипаж, совершивший двадцать пять вылетов, возвращался домой. Учитывая, что до десятого рейда в сорок третьем долетала примерно половина, посчитайте, насколько это было опасно. Потом, когда небо стало принадлежать союзникам, а немцы могли только эпизодически кусаться, но серьезного ущерба бомбардировщикам нанести не могли, и потери упали, и квоту постепенно увеличили с двадцати пяти до тридцати, а потом еще увеличили. Кстати, читали “Уловку-22”? Там и об этом тоже.
И как шла война тоже понимаешь. Очень много внимания в сериале уделено тому, как летали, как бомбили. Как берегли прицелы Нордена, чтобы они не достались немцам в рабочем состоянии. Исторической справки ради, прицел Нордена был вторым по секретности проектом в США после ядерной бомбы и в разработку его вбухали чудовищные даже по нынешним временам полтора миллиарда долларов.
В сериале есть шикарный эпизод. Сбитых американских летчиков ведут по улице города, который они бомбили только что. На них набрасывается толпа и линчует, несмотря на попытки охраны защитить. Это зверство? Можно ли такое оправдать? Понять однозначно можно. Только не надо про варварские бомбардировки мирных немецких городов. Во первых, варварские это немцы первые начали делать с Лондоном, Манчестером, Ковентри. То, что им в глотку вгрызлись и не дали сделать что Геринг планировал, так это не их гуманизм, а неумение делать правильные тяжелые бомбардировщики и героизм защитников Британии. И потом союзники в ответ тоже города бомбили. И месть там ой как присутствовала. Особенно со стороны англичан. Им точно было за что вернуть сторицей. Но в городах были заводы, верфи, железнодорожные узлы, и люди, которые на них трудились. Так что цели как минимум неоднозначные. Все равно, возвращаясь к тому, с чего начали, если кто-то сжег твой дом, твое желание его убить более, чем понятно.
Как-то так. Почти документальное игровое кино. Играют, кстати, хорошо. Но войны заканчиваются, по крайней мере, некоторые из них, и мы можем потом сидеть у экрана и смотреть кино и узнавать, что люди сражались, рисковали, и некоторые из них по крайней мере жили, как в сказках, долго и счастливо.
© Юрий Супоницкий
Кино_без_наркоза