Восемь взглядов на праздник Ханука.
Взгляд первый.
Праздник Ханука – это праздник победы сил света над силами тьмы.
По крайней мере, так я полагал, когда впервые познакомился с ним. И искренне верил, что так оно и есть.
Взгляд второй.
Потом выяснилось, что, на самом деле, все куда сложнее и интереснее. Хасмонеи, оказывается, подняли восстание против греческих захватчиков, выгнали их из страны и восстановили израильское царство там, где ему и положено быть. Вернули столицу – Иерусалим и Храм, который греки осквернили, снова сделали центром святости. Ну и ханукальное чудо. В общем, не просто победа света над тьмой, но еще и нашего, еврейского света над совершенно вражеской тьмой.
Взгляд третий.
Значит так. Были греки. Самая на тот момент истории культурная нация. И они несли в меру сил понятие о демократии, просвещении, литературу и всякое другое искусство. И были наши ретрограды. Которые это искусство и то просвещение видели вполне конкретно, как богомерзкое дело. И отвлечение евреев от из корней, веры и Б-га. Поэтому Маккавеи подняли восстание за возврат к истинным ценностям, к истокам и против извращений. Что закончилось их победой. В реалиях сегодняшнего дня это победа Бней Брака над северным Тель-Авивом. Ну или, если очень хотите привязать что-нибудь к чему-нибудь без особой связи и сделать громкий хлопок чужими мозгами, то это довольно близкая аналогия с тем, что произошло после последних выборов. По крайней мере, так, как это воспринимает некоторая часть населения нашей страны.
Взгляд четвертый.
Потом … стоп. Откуда тут вообще взялись какие-то греки. Здесь евреи всегда воевали с египтянами, моавитянами, хеттами, вавилонянами, потом римляне пришли и все разрушили, а откуда взялись греки? Греция у нас за морем, греки, конечно, всюду плавали, книги писали, культуру свою распространяли. Ага. Оказывается, это не совсем греки. Македонцы были у греков как бы на положении младших и слегка дебильных братьев, пока Филипп (не Киркоров) и Александр не объяснили грекам, кто тут младший дебильный родственник. Потом Александр по дороге к тому, чтобы стать Великим, построил греков в свою фалангу и завовевал полмира. А потом умер, как это часто бывает. Внезапно. Помните, Булгаков устами Воланда на эту тему вполне конкретно высказался.
Империя Александра развалилась вначале на пять, кажется, частей потом еще на другие более мелкие кусочки, поскольку каждый из его царедворцев полагал, что он тут главнее, умнее и достойнее всех. А на территории нынешнего (и тогдашнего) Израиля начали править потомки одного из александровских генералов, которого звали Селевком, ну и все они назывались Селевкидами, хотя были такими же греками примерно, как американы – англичанами. То есть, там было крутое смешение культур, в основном, греческой и персидской. Вот эти Селевкиды тут пытались рулить на протяжении примерно 250 лет, и их империя в лучшие годы растягивалась аж до Индии, ну в потом начали подтягиваться новые хищники, в том числе и Рим. И Селевкиды сдулись, а конец их правлению положили, как это ни удивительно, армяне, которые когда-то на Ближнем Востоке наводили шороху.
Вот и восстали Маккавеи против власти Антиоха IV Епифана, который очень жестко наводил эллинизацию, и его прогнали. Александр, кстати, довольно терпимо относился к культурам и религии тех, кого завоевывал, и против него бузили нечасто. То ли он был просто умным человеком, то ли Аристотель вложился в его воспитание от души. Ну хорошо. Антиох Епифан не внял, получил по заслугам.
Значит, все же, победа национально-освободительного движения над инокультурными поработителями.
Взгляд пятый.
Евреи всегда были относительно устойчивы к другим культурным влияниям. Тора и религия защищали нас от смешивания с другими верами и народами. Это верно. Как и верно то, что евреи постоянно пытались что-нибудь стырить у соседей и к себе принести, чтобы сделать своим, и, по одной из трактовок, причиной, по которой Всевышний избрал нас, а не моавитян, хеттов или эскимосов, если мне помнится, является именно наша упёртость. Не помню, кому Б-г сказал, что, уж если вы (евреи) все примете меня, то и другие примут. Ключевое слово тут “все”. Два еврея – три мнения, верно? Трудно упрекать Всевышнего в непрактичности, но задачу он себе избрал не самую решаемую.
Так и под властью Селевкидов евреи, в общем, вполне эллинизировались. Кто-то больше, кто-то меньше. Так что воевали очень эллинизированные против не очень. Или наоборот. Значит, празднуем все же возвращение к Б-гу, к корням, к союзу, что с ним заключили Праотцы.
Взгляд шестой.
Маккавеи подняли восстание против тех, кто хотел перенять чуждый евреям греческий образ жизни. А тут у нас, в Израиле творилось черт знает что: Храм оказался заброшен, утварь из него распродавалась, сама должность первосвященника переходила из рук в руки за взятки, ну а не очень популярные в народе коррупционеры были вынуждены нанимать небольшие частные армии, чтобы выбить дурь из тех, кто считал, что первосвященство не покупается. Если мне память не изменяет, до того момента все первосвященники были исключительно из коэнов, причем не просто из коэнов, а исключительно потомки Аарона. И вот настала пора, и деньги оказались важнее, чем право рождения. Право рождения, как некий критерий, по которому должен выбираться человек, подходящий к определенной должности, это, конечно, спорный критерий, но это то, что было. И что тогда считалось правильным. А тут какой-то (простите) поц заплатил иноземному царю и сделался первосвященником, даже не дожидаясь, пока его предшественник умрет.
Народ к такому повороту событий оказался не просто не готов, он его воспринял в штыки. В ножи и в дубинки.
И знаете что, давайте задумаемся, глуп ли Всевышний. Осмелюсь предположить, что нет. Подозреваю, что он знает, что делает. Просто предположу: если он дал роду Аарона первосвясченничествовать, то, возможно, были у них какие-то гены, которые Ему важны. Поэтому Ханука – это праздник возвращения к воле Всевышнего вопреки тому, что хотят какие-то выскочки с толстыми кошельками.
Взгляд седьмой.
Маккавеи возглавили восстание против греков и победили. Не суть важно, что все было не совсем черно-белым. В смысле, не лицом к лицу, ножи в ножи, глаза в глаза. Там, вовне Эрец Исраэль, другие хищники крутились и поглядывали по сторонам: чем бы им поживиться. Римская империя, как раз, крылья расправляла. Это я к тому, что Маккавеям помогали, как многие историки говорят.
Но это так, детальки. Потом ведь случились всякие другие события. Храм отвоевали, очистили от скверны, лампадка на священном масле восемь дней проработала, хотя не должна была вроде. Кстати, первое упоминание об этом чуде в каком-либо достоверном источнике случилось, если я не ошибаюсь, добрые несколько сот лет спустя, после известных событий с горшочком масла.
Маккавеи стали царями в Израиле. Что тоже было (см. предыдущий пункт) явным нарушением традиции, ибо до сих пор цари, начиная с Давида, происходили исключительно из его дома. И так уж получилось, что некая тень нелегитимности на правление Хасмонеев легла. Первым правителем был Шимон Маккавей, брат Иуды, но формально царем он не был, дальше его преемники носили титул этнарха. Этнарх, это римский термин (вот кто на самом деле стоял за кулисами событий и подливал неханнукального масла в огонь), и титул этот означает – человек, правящий этнической и/или религиозной группой, то есть, не совсем уж царь. И лишь Аристобул Первый, внук Шимона, удостоился официального титула царя. Ну а дальше пошли ребята вроде Александра (экое еврейское имечко) Янная, который устроил милую гражданскую войну и пролил еврейской крови немеряно. В конце концов династия Хасмонеев сошла на нет и ничем праведным особо, кроме ханукальных событий себя не запятнала. Фактически, Хасмонеи перешли в полную свою противоположность, и царство в конце концов погрузили в междоусобицы, а корону проср…ли, она покатилась по выжженным солнцем камням Иерусалима, и ее подхватил шустрый парнишка по имени Ирод.
Так что, может быть, Маккавеям стоило бы ограничиться одним героическим деянием, а порулить дать кому-нибудь более подходящему. Впрочем, так часто бывает в истории: люди бунтуют и свергают, потом режут своих бывших сторонников в борьбе за власть, а потом оказываются у разбитого их же усилиями корыта. Потому, что мы не знаем пределов своих возможностей. К сожалению.
Взгляд восьмой.
Восемь – это вообще замечательное число. Число Б-га, если хотите. Но я не об этом. Оставим в стороне всю вышеописанную круговерть вокруг событий, от которых нас отделяют почти две тысячи лет.
И у нас от всего того жуткого периода, от кровопролития, войн, грызни, от братоубийства и ненависти остался довольно странный, надо сказать, праздник света.
Я смотрю, как мой младший ребенок видит в этом празднике только Свет, который призван развеять тьму. И мне это, черт возьми, очень нравится. При всем том, что я знаю о Хануке, при всех тех вещах, которые делают меня немножко мудрее, немножко добрее и немного более понимающим совершенно непонятную человеческую природу, при всем том, о чем я писал выше, я удивительным образом готов видеть в этом празднике то же чудо, что и мой мелкий: надежду на победу света над тьмой.
И этого мне вполне достаточно.
© Юрий Супоницкий
#Израиль_без_наркоза