Книги без наркоза, Фантастика и фэнтези

Джо Аберкромби. Трилогия “Первый закон”.

  • “Кровь и железо”
  • “Пока их не повесят”
  • “Последний довод королей”.

Аберкромби – современный британский писатель, и трилогия, про которую я хочу рассказать, вторгается на очень уж истоптанную тему. Мир фэнтези, магия, борьба условного добра с условным злом, тянущаяся из глубины веков. Таких романов только ленивый не писал, ибо лавры Профессора никому не дают покоя, но написать второго “Властелина Колец” до сих пор не получилось. Шучу. Хороших романов фэнтези достаточно, но плохих больше. На этой почве грабли разбросаны щедро, без каски и сапог на стальной подошве не пройдешь. Или думай, вертись и придумывай то, что до тебя никто не написал.

В общем, Аберкромби это удалось. Однозначно и бесповоротно. И за это ему спасибо.

Мы открываем первый роман трилогии, знакомимся с миром и с героями, большая часть которых будет сопровождать нас до последней страницы, и видим не слишком магический мир. Древнее зло. Ослабевшее добро. Разваливающуся империю с недееспособным правителем, которым вертят, как хотят, старцы из Закрытого Совета и вот-вот порвут на части внешние враги. 

В этом мире есть гоблины, только называются они иначе, и есть существа, похожие на вампиров, которым автор подарил название “едоки”. Есть древний волшебник Байяз, без пяти минут Мерлин, мудрый и могущественный, живущий в глуши вот уже четыре сотни лет. А то и больше. И все оттого кажется похожим, отчасти знакомым, но совсем не таким, как мы привыкли видеть в книгах фэнтези. 

И есть персонажи, идущие через всю трилогию. От начал до конца. 

Логен Девятипалый по прозвищу Девять Смертей, северянин, варвар, берсерк и просто хороший человек, который иногда убивает своих друзей, если они невовремя подвернутся ему под руку. 

Джезаль дан Луфар, молодой офицер с ветром в голове и зудом в промежности. Его характер похож на рапиру: острый, резкий, опасный, но так же легко сгибается. 

Занд дан Глокта, в прошлом полковник кавалерии, попавший в плен к южанам, которые не читали книжек про гуманное отношение к пленникам. После двух лет пыток и унижений, он вернулся развалиной, полным инвалидом. И нашел себе место в инквизиции, где, как человек, разбирающийся в пытках, как крутой профи, занят любимым делом: калечит других и выбивает у них признания в том, чего они не совершали. 

Ну и, разумеется, добрый дедушка Байяз, который входит в трилогию эдаким лысым Гэндальфом, а по ходу выясняется, что он не то и не другое, и уж точно не то, что вы о нем думали с самого начала.

Я сознательно не делаю спойлеров, не пересказываю сюжет, чтобы вам было интересно читать. Но кое-что, нет-нет, закрывать глаза не надо, это не спойлер, я скажу только о том, что мне понравилось, а что нет.

Омерзительное качество перевода. Особенно в первой части. Скажем вежливо: он очень любительский, и сделан людьми, для которых русский язык – двоюродный. Или невежливо: полное дерьмо. Читать можно, но удручает. 

Аберкромби уж очень вольготно обращется со временем и с расстояниями. У некоторых персонажей занимает пару дней добраться из точки А в точку Б, а у других – месяц. Причем все это легко укладывается в колею книги в угоду сюжету. Когда надо, расстояния сокращаются, а время летит, как дракон, сметая все на своем пути. Когда надо, короткие дороги удлиняются и время едва тащится. И это очень заметно даже такому не слишком внимательному к мелочам читателю, как я.

Армии в книгах уж очень они маленькие. Двадцать тысяч солдат – вся армия огромного королевства, которую, кстати, очень расточительно отправляют целиком, всю сразу, на войну со злобным врагом. Прикрывать дом нечем и незачем. Как-то исторически это маловато. Безумно мало. Ведь речь идет о державе, раскинувшейся на пол материка с кучей колоний, а не о каком-то городе-государстве вроде средневековой Генуи.

А еще люди. Персонажи в трилогии живут в каком-то странном времени. Шестнадцатый век, может, пятнадцатый. Но без огнестрельного оружия. Но мыслят, рассуждают, принимают решения, как наши современники. Сначала это мешало. Потом привык. Даже забавно. 

Но при всем при этом книга захватывает. Сюжет уносит тебя в свой безумный водоворот. Хочется читать и знать, что дальше. Очень здорово, что все герои – не ангелы. В основном, они либо нормальные люди, либо отпетые мерзавцы. Либо что-то посередине. Но, все равно, в большинстве вызывают если не симпатию, то сочувствие. 

Самое замечательное, что все выглядит не таким, какое оно есть. И это самый главный плюс, на котором можно бы поставить точку. Ты входишь в книгу с одним набором персонажей, и они по ходу дают тебе надежды, что изменятся, но не изменяются ни фига. Или вдруг открываются с совершенно неожиданной стороны. И ты смотришь на это, и думаешь: какого черта. Я же видел намеки, как я не обратил на них внимания?

И сюжет раскладывается так, что ты только в самом конце понимаешь, что к чему и что все, что прошло через тебя, пока ты читал эти книги, означало. Как на самом деле расставлены фигуры, кто с кем, кто против кого и почему. И кто действительно стоит за кулисами и дергает за ниточки пляшущих марионеток. 

© Юрий Супоницкий

#книги_без_наркоза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *