Книги без наркоза

Елена Михалкова.

Детективы – это книги, где автор так или иначе касается зла. 

Убийства, насилие, ограбления, вся муть со дна человеческой жизни. И изящные, умные, решительные сыщики, раскручивающие силой интеллекта самые запутанные дела. Никогда не понимал, кстати, тех своих друзей, которые говорят “фе” фантастике (потому, что там все напридумано и нереально) и при этом с удовольствием читают про таких же придуманных и нереальных следователей. Помните: “бывал я в разных странах, и, если захочу, то поздно или рано я всех разоблачу!”

Я особо никогда не любил детективы. Даже в Эрасте Петровиче Фандорине видел не столько детектив, сколько шарм, талант и эрудицию Бориса Акунина. Пока не познакомился с двумя совершенно замечательными людьми. Зовут их Сергей Бабкин и Макар Илюшин. А за их спинами маячит, да что там маячит, просто стоит Елена Михалкова. Которая их создала.

Не могу сказать, что полюбил жанр. Но полюбил Елену Михалкову. 

Даже не знаю, с чего начать. Может быть, с самого главного. Ее книги удивительно добрые. Да, с людьми в них всякое случается, и очень нехорошие вещи происходят иногда, но это, как в жизни. Все бывает. Вообще все. 

Но, как и в жизни, где, верим мы, или нет, существует некая творящая и направляющая сила, так и в книгах Михалковой за каждой строчкой, за каждым поворотом сюжета, за каждым прожитым персонажами мгновением, ощущается полновесное, живое, явное присутствие автора. Есть некий стержень. Есть правильные люди. Честные, порядочные, неглупые и чуткие к окружающим. Люди не добренькие, но добрые. Люди, которые не ищут старушек, чтобы перевести их через дорогу, но в ситуациях, когда надо сделать непростой и болезненный выбор, выберут то, что честно. Мне это по душе.

Еще надо замолвить словечко о мистике. Мистика – это не всегда хорошо. Но не у Елены Михалковой. В некоторых книгах ее почти нет, едва различишь, если только приглядываешься очень пристально. Если понимаешь, что и где искать. В иных более, чем достаточно, но не больше, чем нужно для того, чтобы книга оставалась “нормальной”, чтобы ее не хотелось притянуть в категорию иную, чем просто детективный роман. 

Язык Елены Михалковой – просто наслаждение. Читать ее чертовски вкусно. А еще – никогда в жизни не поверил бы, что открою книгу, действие которой происходит в деревне, в русской деревне в глуши, в какой-нибудь Мухосраловке Гадюкинского района, в двадцати километрах от телефона и приличной дороги, и буду читать запоем. А на страницах почти шекспировские страсти и все бабки в деревне разные, у каждой своя царапина поперек мозгов. И ты смотришь, как Илюшин с Бабкиным круги накручивают, тычутся, думают, ошибаются, ломают головы над происходящим, потом на часы смотришь: мать твою, второй час ночи и тебе через четыре часа на работу вставать. Но узнать, что будет после того, как Бабкин пойдет пообщаться с какой-нибудь вреднючей старушенцией или какое гениальное озарение снизойдет на Макара Илюшина очень хочется, и ты буквально делаешь над собой усилие, убеждаешь себя, что пора идти спать, и… продолжаешь читать. 

Так что, дорогие мои, у вас есть почти три десятка чудесных, добрых, умных книг. И еще столько же, если вы не остановитесь на Бабкине с Илюшиным, а вы этого почти наверняка не сделаете, и захотите почитать и другие циклы Елены Михалковой.

Ну и, в качестве праздничного подарка (тут у нас и Рождество, и Новый Год, и Ханука на носу), вы можете совершенно бесплатно найти рассказы Елены Михалковой о ее замечательных котах. Которые очень деятельно и продуктивно, а, главное, изобретательно страдают хней.

© Юрий Супоницкий

#книги_без_наркоза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *