Анестезиоблог

Еще о переливаниях крови

Карл Ландштейнер и его сотрудники открыли группы крови в начале прошлого века, и уже к концу Первой Мировой Войны в армиях стран Антанты банки крови работали по полной. Переливания происходили с учетом групп и индивидуальной совместимости, если это было возможно и хватало времени.

Но была другая, чисто техническая проблема: как хранить и как переливать. Поначалу единственным работающим способом было сшить сосуды донора и реципиента и кровь шла сама. Это и сегодня не самая простая задача в медицине. И занимающая кучу времени. Плюс к тому, довольно болезненная, а анестезиология тогда находилась в подгузниках.

Потом все же придумали правильные трубочки, по которым может течь кровь, необходимость в хирургии отпала. Потом догадались собирать кровь в банки, покрытые изнутри парафином, чтобы не сворачивалась, но и так долго хранить было нереально. Однако, когда подоспела Первая Мировая, появились стимулы и человечество, как всегда, когда жареный петух вступает в дело, разработало технологии, позволяющие сохранять кровь на несколько недель. И донорская кровь потекла по промышленным рельсам. Но не сразу.

Самые крутые спецы по переливанию крови тогда были в Штатах. Америка, как мы знаем, на войну попала не сразу, она никуда не торопилась, а вот Канада, как часть Британской Империи, отправила свою армию на помощь метрополии быстро. Английские доктора полагали достаточным переливание физраствора, в крайнем случае использовали очень трудоемкие и небезопасные операции по сшиванию сосудов. А вот канадцы, у которых был опыт работы с американцами, привезли вполне готовые системы из покрытых внутри парафином трубок для переливания крови. Прямого. От здорового к раненому. И это был грандиозный шаг вперед. Британские ученые реально выпали в осадок. 

А в 1917-м в войну уже на всю катушку вступила Америка и тема гемотрансфузии развернулась масштабно, как только американцы умеют, благодаря двум военным врачам – Роджеру Ли и Освальду Робертсону. Эти доктора организовали первый работающий банк крови. Вначале они собирали кровь только у доноров нулевой группы и хранили ее для переливания всем раненым потому, что нулевая группа – это универсальный донор и эта кровь подходит всем. Но позже развернулись шире и стали использовать и другие группы, проверяя перед трансфузией кровь на совместимость. Практически уже тогда все было как сейчас. Детали, технологии усовершенствовали, но большинство принципов остались от Ли и Робертсона. Эту методику переняли все союзные армии (насчет русской не знаю, да и в 1917-м другие были в России приоритеты и вообще и по части крови). 

Ко Второй Мировой человечество прибыло не только с полным пониманием важности переливания крови при травме, но и с технологиями, позволяющими сделать этот процесс доступным почти везде. Считается, что внедрение этих технологий вкупе с другими достижениями медицины позволило снизить смертность вдвое по сравнению с Первой Мировой. 

Но человечество все еще не знало, как лучше подойти к массовому решению проблемы. Технология – хорошая штука, но она должна быть дешевой и массовой, иначе какой в ней прок? Чистая кровь должна храниться в холодильнике и даже так она выдерживает, в зависимости от типа консерванта максимум 35 дней. Есть в этой теме нюансы, не знаю точно, что использовали в 30-х или 40-х, но … 35 дней в холодильнике и … в мусор. Это, если холодильник работает исправно и поддерживает правильную температуру. Потому что иначе кровь идет в мусор сразу. Поскольку она и у живого человека с его работающим иммунитетом – чудесная питательная среда для микробов (раз) и что, если ее неправильно хранить, то клетки разрушаются и выделяют кучу токсинов (два). Так что переливать такую кровь можно только врагу, если ты начхал на клятву Гиппократа. Поэтому в масштабах воюющей армии хранение и использование крови было реально непростой логистической проблемой.

Жил был в Штатах доктор по имени Чарльз Дрю (на фото). И он был сам по себе довольно интересной личностью, первым афроамериканцем, получившим степень доктора наук в США. Доктор Дрю сообразил, что, если разделить кровь на плазму, эритромассу и другие ингредиенты, то из одной порции крови мы можем получить одну порцию эритромассы и одну порцию плазмы. А плазму можно высушить и хранить в таком виде гораздо дольше, причем при комнатной температуре. С его легкой руки в американскую армию пошла сухая лиофилизированная плазма, которую медики разводили непосредственно перед трансфузией. А еще Чарльз Дрю ввел в практику те грузовики с холодильником, которые иногда появляются в общественных местах и в которых мы можем сдать кровь для армии или для общественного здравоохранения. 

Дрю погиб в автокатастрофе в возрасте 45 лет. Но его метод однозначно спас множество жизней во время войны и после. 

Я думаю, что на сегодня достаточно, но продолжение будет очень скоро. В пятницу. А вы, если видите такую машину, как на картинке, если вам позволяет здоровье и особенно, если у вас нулевая группа крови, не проходите мимо. Крови в нашей стране всегда не хватает, нулевой особенно. 

© Юрий Супоницкий 

#Анестезиоблог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *