Кино без наркоза

Острые козырьки. Сезоны 2-6

Некоторые сериалы от сезона к сезону теряют и постепенно угасают, но продолжают агонизировать еще довольно долго. И таких большинство. Чертовски здорово, что с “Острыми козырьками” ничего подобного не произошло. 

Нет, ибо семья Шелби не просто не стоит на месте. Я не буду пересказывать сюжет. Это нечестно. К сценаристам тут и там есть у меня претензии, как бы … если уж вы, ребята, получаете приличные весьма количества фунтов стерлингов, то имейте совесть и подотрите ляпы. Хотя ляпов немного, а удачных моментов на порядок больше. Некоторые диалоги – просто блеск. Пересмотрел их с кайфом по второму разу. И по третьему. 

А еще игра. Сэм Нилл был великолепен в первом сезоне, он и во втором не разочаровал. Эдриан Броуди мелькнул на один сезон, яркий, как комета из пиццы, граппы, лазаньи и стилета под ребро. В одном из интервью он пожалел, что шел по пути с “Острыми Козырьками” только один сезон. И я пожалел. 

Но настоящий праздник – это Том Харди. То, что он – великолепный актер я и до “Козырьков” знал. Но сделать такого правильного, настоящего, живого еврейского гангстера – это неординарно. Его Алфи Соломонс жестокий, циничный, саркастичный, даже желчный любитель красивых речей и обладатель ума, острого, как бритва. Этот парень никогда не упустит свою выгоду, но сумеет любой кусок дерьма обернуть в такую красивую бумажку, что вы точно решите: вам подсовывают конфетку. 

Так я следил за путешествием мистера Алфи Соломонса через сериал, и каждый раз, когда встречал его на экране, я думал о персонажах “Одесских рассказов”. Беня Крик и Фроим Грач словно оживали для меня в образе Алфи. Не знаю, читал ли Том Харди Бабеля, я даже не уверен, можно ли правильно, смачно, живо перевести Бабеля на другой язык с того, на котором он писал, поскольку по духу это был идиш, только слова русские. Может, и нельзя. Но, сквозь годы и расстояния, сквозь культурные барьеры Том Харди сделал лучшего еврейского гангстера из всех, слышите, ВСЕХ, что мне приходилось видеть где-либо в кино. Убойного. Непотопляемого. Мудрого. 

Я затрудняюсь выделить кого-то из занятых в главных ролях актеров. Все, кто пришли в сериал с первого сезона и дальше – все они потрясающи, правдивы, диалоги – огонь (кажется, я уже об этом писал), игра – огонь. При этом персонажи не остаются на месте. Они нравятся нам, покупают нас с потрохами, но они продолжают развиваться, причем каждый – в свою сторону, каждый несет свои переживания, свои чувства, свой груз. Каждый пытается остаться на плаву и остаться человеком. Каждый – как он это видит. Поэтому персонажи: сам Том, Лиззи, Ада, Артур, Полли и другие, они оказываются очень объемными, им больно, они сталкиваются, ссорятся, мирятся и ты видишь на экране живых людей со всеми их страхами, переживаниями, неуверенностью и желанием, чтобы все обошлось. И еще с их четким пониманием, что за все надо платить. Это придает сериалу ощущения реальности. И очень выгодно выделяет его в среде “сериальных” собратьев, где ты часто продолжаешь следить за событиями на экране, но ясно видишь,  что в жизни так никогда не случилось бы.

Ну и, разумеется, Томми Шелби (Киллиан Мэрфи). Непотопляемый, неубиваемый, но при этом очень уязвимый человек, на котором держится вся семья. Человек, который знает, как надо и когда надо. Который ни с кем не делится своими планами до конца, но которому доверяют потому, что он, как бы дела не повернулись, оказывается всегда в команде победителей. Трудно назвать Томми добрым человеком: у него руки не по локоть в крови, а по горло, наверное. Он, полный искренней заботы о светлом будущем мира, о своих детях, о сиротах Бирмингема, тем не менее, без всяких угрызений совести торгует наркотиками на миллионы и подписывает смертные приговоры, не задумываясь дольше, чем на пару секунд. Приняв решение и дав обещание с определенного момента делать только добрые дела, он тут же убивает четверых. И гениальность сериала и Киллиана Мэрфи в том, что оба этих поступка абсолютно бесконфликтно уживаются в Томми Шелби. Делают его цельным. Живым. 

Я, как и после первого сезона, абсолютно в восторге от игры Пола Андерсона (Артур Шелби, старший брат в семье). Человек выводит на экран настоящего, правильного, клинического психопата и следить за эволюцией Артура на протяжении сериала – бешеное удовольствие. Да, собственно говоря, я не знаю, кто там плохо играет. И кто там не психопат. Тот же Томми, как я писал в первой рецензии, кажется – хладнокровный неврастеник, за жизнью которого мы следим на протяжении почти десяти лет и шести сезонов. 

Парень из трущоб имеет стальной характер и мозги, которым бы позавидовал любой гроссмейстер. Имея только эти две штуки и бритву, вшитую в козырек кепки, он поднимается к вершинам британского общества, но остается тем же, кем и был. Хищником. Бойцовым котом. У которого девять жизней и одна в запасе. И выглядит эта жизнь, как пистолетный патрон, на котором написано: “Томми”.

Сериал заканчивается неожиданно. Для меня – по крайней мере. Он дает надежду на продолжение, хотя очень хочется, чтобы продолжения не было. Слишком уж велик риск испортить то, что сделано. 

Но, может быть, оно все-таки будет и будет правильным. 

© Юрий Супоницкий

#Кино_без_наркоза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *