Вы живете в Израиле достаточно давно, если знаете, что такое Площадь Царей Израилевых.
Хотя, возможно, вы в курсе даже если приехали три дня назад, но я не об этом.
Пора признаться в собственной некомпетентности, до определенного момента я четко знал, что был Шауль, потом Давид, потом Шломо, и каждый был по своему великим человеком, потом довольно долго происходила какая-то невнятная хрень, потом появились Хашмонеи, о которых я много писал, каждый раз на Хануку поминаю их недобрым словом, потом Ирод и следующим царем в Израиле через две тысячи почти лет стал Давид Грин.
А потом мы с мелким поехали на экскурсию в Иерусалим, к могиле Давида (который царь и которая вовсе не обязательно его могила, но мы уже уверовали), и мелкий попросил поговорить про историю, ну и я начал читать.
И обнаружил, что читаю про хтонь и ужас. Что было после Шауля, Давида и Шломо, между которыми так и норовили вписаться в историю какие-то серые личности? Вы же в курсе, что после смерти Шломо десять колен отложились и образовали царство Израиль, а род Давида продолжил править Иудеей из Иерусалима. И все упорно пошло по нисходящей.
Род Давида тихо угасал, после того, как десять колен ушли, ладно, девять с половиной. А царство сделалось слабым, маленьким и основной его заботой стало выживание. Но даже при этом сказать, что там правили великие цари … Ну, нет. Посредственные, терпимые, неплохие. И все. Не больше. Не великие.
Историю царства Израильского (столица в Шхеме была одно время, это я просто так, ни на что не претендую), писали, в основном, бездарные, алчные, жестокие люди. Можно сериал снимать, мы от экранов не оторвемся. Династии сменялись с пугающей быстротой. Кажется, за пару сотен лет их прошло девять, и там кровь, интриги, мелочность, жадность, безумие – все шло в ход. Большинство царей, удивительно, да? Умерло не своей смертью. Рекордсмен правил месяц. Потом ассирийский плен, рассеяние и где они, эти десять колен? Ладно. Девять с половиной.
Увы.
Сейчас кто-то захочет в комментариях написать про то, что древнее и разрушенное Израильское царство отошло от своего корня, там поклонялись Золотому Тельцу и тэ дэ. Не знаю, я там не жил. Может, так оно и есть. Может, нет. Я не знаю. Я думаю, что у народа должен быть какой-то стержень. Что-то объединяющее. И это не только выживание. И правильные лидеры.
Посмотрите на великих, действительно великих, Царей нашей истории. Все они были людьми сложными, неоднозначными, иногда вели себя откровенно мерзко, и только в детских сказках можно написать, что их весь народ любил, обожал и слушался. На самом деле они ошибались, падали, вставали, грешили, получали по заслугам, снова вставали, и при этом пытались собирать голыми руками разбегающихся во все стороны ядовитых муравьев (это мы с вами). Но у них получалось. Силой, харизмой, мудростью, пинками. У кого – чем. Получалось. И вся разношерстная компания под названием “народ Израиля” двигалась в более-менее нужном направлении.
Я не знаю, зачем написал это.
Может быть, потому, что мы помним самых великих, но между Великими в Историю затесались толпы бездарностей и ублюдков всех мастей.
Может быть, потому, что мы помним Шауля, Давида и Шломо за их достижения. Ценим. Уважаем. Преклоняемся. Но понимаем, что не все сделанное ими было мудрым, благородным, честным, поскольку были они людьми со всеми человеческими достоинствами и недостатками.
Может, потому, что, когда мы говорим о тех, кто нас ведет (Царь он, царь или придумайте другое название для этой функции), нам бы хотелось, чтобы нас вел безгрешный, всезнающий, не ошибающийся, всепрощающий и никогда не какающий ангел в белых одеждах и желательно со здоровенной дубиной в руке, чтобы все наши враги в ужасе разбегались. Но так никогда не будет.
Нам бы научиться не выбирать себе в вожатые алчных, глупых, посредственных, бездарных и беспринципных людей, и мы бы уже жили неплохо.
Так что, когда я думаю о Площади Царей Израилевых, я думаю не только о Великих, но и об отребье, которое тоже называлось царями и о людях, которые шли за ними.
Теперь эта площадь называется площадью Рабина. Тоже символично. Умный, талантливый, но беспринципный и неспособный просчитать наперед человек. За ошибку которого мы заплатили и продолжаем платить. Человек, которого пытались идеализировать, превратить в некое подобие Золотого Тельца. Человек, который вбил один из самых больших гвоздей в раскол в нашем обществе. Не по непониманию. По самонадеянности.
Я бы вернул площади прежнее имя. Не потому, что деяния Рабина и его убийство – это серьезная тема для осмысления и изучения, это реальный урок истории. Нет. Хотя это и урок и тема.
Потому, что наша история за четыре, видимо, с лишним, тысячи лет, полна разными царями. Ну, хорошо, вождями, судьями, пророками, премьер-министрами. Лидерами. Которых мы себе выбираем. Которые очень часто “разделяй и властвуй”, как это любят те, кто не прочь порулить нами сегодня. Но что хорошо для римлянина, то еврею – смерть.
#Израль_без_наркоза