Израиль без наркоза

Яир Голан во главе “Аводы”

У нас опять случилось чудо и генерал опять стал во главе партии Авода, она же рабочая, она же (что греха таить) социалистическая. Генералов во главе израильского социализма было, если я не ошибаюсь, пять и, начиная со второго пришествия Рабина, даже разочарованием назвать каждого следующего по сравнению с предыдущим было бы комплиментом. Нынешнему лидеру Аводы пришлось для этого слегка поправеть, но это временное явление и он выздоровеет. 

От тех людей, что стояли у истоков государства, и тоже назывались израильскими социалистами (если больше нравится слово “социал-демократы”, можно и так) нынешние отличаются примерно так же, как серебряный столовый нож от мачете. По части эффективности и полезности в быту. А также по части ритуалов, самооценки и ценности в критической ситуации.

Бен Гурион и Голда, появись они на нынешнем политическом небосклоне, вполне возможно, не смогли бы отнять голоса у “Аводы” образца 2024, поскольку конкретно их избиратели давно перекочевали в другие лагеря. Они бы поживились за счёт Ганца, Лапида и Ликуда. Может, немного обобрали Либермана.

Почему “Авода” так тяжело болеет, понятно. Страна менялась, общество менялось, у партии таки больше менялись названия. Ликуд справа набирал силу и вес, Авода уходила левее. Почему – не знаю. Не думаю, что это был осознанный выбор. Могу предположить, что так было проще, вместо того, чтобы “ястребеть” и драться с Ликудом за голоса избирателей, которые, по сути своей, тяготеют к центру. И так проще было удерживать тех, кто и так предан. Может, дело в Шимоне Пересе, который именно в эти годы стоял у руля. Думаю, что Осло и катастрофа, последовавшая за ним, очень многих отвернула от Аводы, а те, кто пришли следом за Рабиным вместо работы над ошибками сделали работу по увековечиванию. И в этом проблема: пирамиды стоят тысячи лет, но те, кто в них лежит, нами не управляют потому, что не совсем идут в ногу со временем и не совсем умеют меняться. У некоторых хорошо получается гнить. 

Есть ли таблетки? Думаю, что уже нет. И что клизма не поможет. Помог бы костыль или аппарат Илизарова, но это очень больно. Никто не хочет больно. Все хотят комфортно, с кружечкой кофе в руке и, желательно, по европейски. Но мы не в Европе, хотя очень близки к месту, с ней хорошо рифмующемуся. 

Адженда Аводы 2024 и МЕРЕЦа почти любой редакции, начиная с года его официального создания из РАЦ и МАПАМ в 1997 году написаны немного другими буквами, но между ними нет большой разницы. Именно потому сильный лидер Яир Голан пришел и сорвал перезрелый плод. Почему мне это напоминает женитьбу Остапа на мадам Грицацуевой?

Но жизнь – маятник. И политика – маятник. Один поэт сказал, что “жизнь, качнувшись вправо, качнется влево”. Да. До определенной степени. Если сильно качнуть, равновесие теряется. И качели летят туда, куда тянет их злая тетя по имени инерция. А потом, БУМ! И ой. Добро пожаловать в больницу, где все равно будет больно.

Я не люблю предсказаний, в политике – тем более. Это очень благоприятный товар, поскольку продавать его можно сколько угодно. Но думаю, что рискну. В качестве самостоятельного игрока на израильской политической сцене “Авода” не существует и не будет существовать. Формально, быть может, она ещё скорее жива, чем мертва. На деле это давно клон “МЕРЕЦа”. Разумеется, на выборы обе партии пойдут единым списком под мудрым и верным руководством Яира Голана (иначе обоим хана и рискуют не пройти электоральный барьер).

С нынешним лидером “Аводы” я лично не знаком. Слушал его в подкасте у Рана Леви в “עושים מחלמה”, куда приглашают бывших офицеров рассказывать о том, как воевали. На фоне других гостей выглядел Яир Голан очень странно. Слишком много “я” и слишком много его собственных утверждений, что он хорош. Я не люблю, когда люди рассказывают мне о том, как они хороши. В такие моменты я чувствую, что меня держат за идиота, а я и этого не люблю. Пусть человек рассказывает, что он делал, как и почему. А я уже сам разберусь, как это оценивать. Хотя, в принципе, что бы мы ни говорили о нашей армии и высшем офицерстве, дослужиться до заместителя начальника генштаба и быть тупой посредственностью в ЦАХАЛе невозможно. Пишут, что Биби именно его хотел назначить начальником генштаба за бескомпромиссность и воинственность. Но это хорошие, быть может, качества для офицера и очень плохие для политика.

У нас в стране многие любят довольно непозитивно смотреть на нынешнего министра национальной безопасности, и это тот ещё кадр. Думаю, что теперь он надёжно и уверенно угавновешен слева. Но это полбеды. Детский лепет. 

Теперь опросы общественного мнения дают обновленной рабочей партии до десятка мандатов, а телевизор рисует Яира Голана героем. Реально он герой. Без сарказма. Без иронии. Человек седьмого октября вскочил в машину и помчался спасать других, рискуя собственной жизнью. Он настоящий боевой офицер, его никто не просил, но многие настоящие боевые офицеры растерялись. А Яир Голан – нет и за это честь ему и хвала. Но наша проблема, беда и национальная болезнь в том, что мы ищем героев и затыкаем ими дыры, а герои – особый материал, очень качественный, но способный работать хорошо только в очень определенной узкой нише. Что слева, что справа, если из генерала выходит терпимый политик, то это на уровне чуда. Про хороших я не говорю. Слишком разные таланты нужны для того, чтобы существовать в обеих нишах и быть там на своем месте. И десять мандатов не родятся из вакуума, а отберутся не у Смотрича, не у Ликуда, не у ШАС. А у Ганца, Лапида, возможно, у арабских партий и у Либермана, хотя в последнем я сомневаюсь. 

Я искренне желаю новому лидеру аводомереца оказаться мудрым, чутким и объединяющим политиком. Сместиться ближе к центру и повести за собой народ к примирению прежде всего внутри себя. Но боюсь, что, если раскачивать лодку, она с радостью перевернется. И мы обнаружим два удивительных факта. Первый, что мы не очень хорошо плаваем в окружении любящих и заботливых соседей, особенно если пытаемся при этом друг дружку утопить. И второй, что наш дружный и человеколюбивый народ на протяжении своей долгой истории продемонстрировал, что по части братоубийственных войн, нам есть, чем удивить весь мир. Мы умеем пробивать дно. А мне хочется думать, что у нас есть и более позитивные способы удивлять. 

#Израиль_без_наркоза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *