Сериал.
ВВС 2
2014-н.в.
Создатель – Стивен Найт.
Плохие парни тем и отличаются от хороших парней, что им доступен весь мир. Хороший парень не может совершить плохой поступок. Иначе какой он хороший. А плохой парень очень даже может вести себя хорошо. И за это ему еще спасибо скажут потому, что от него никто и не ожидает ничего подобного. Наверное поэтому плохие парни в кино оказываются привлекательнее хороших.
Об этом и сериал. Хороший плохой парень по имени Томас Шелби (Киллиан Мёрфи) руководит бандой “острых козырьков”. Бирмингем, промышленный город к северу от Лондона – их королевство, но Томасу этого мало. Он хочет большего. И хочет легального бизнеса. Киллиан Мёрфи вообще меня поразил в этой роли, поскольку сыграл самого настоящего хладнокровного психопата, настоящего лидера: семьи, банды, всего, за что берется. Того, за кем люди пойдут. Плохого парня, способного на хорошие поступки. А заодно человека, который планирует свои ходы далеко наперед. Но не оповещает об этом ни партнеров по бизнесу, ни зрителей, ни, похоже, сценаристов.
А дело у нас в двадцатых годах двадцатого века. Сразу же после Великой Войны. Ну не было тогда понятия о том, что скоро будет еще одна, пострашнее, поэтому называть ту войну Первой Мировой и смысла-то не было. И все персонажи мужского пола, кто был там, во Франции, несут с собой эту воспоминания об аду, в котором им случилось жить и выжить. И все на свете меряют единой меркой: “а был ли ты там, во Франции” или же, “а что ты делал, когда я воевал во Франции”.
Франция для этих парней не только синоним ада, но и зубами вырванное право на жизнь. Место, пройдя через которое ты не только себе, но и остальным доказываешь, что у тебя есть основания называться мужчиной. Что ты заслужил это своей жизнью, своими поступками, отвагой, пролитой кровью, а вовсе не тем, что тебе при рождении Создатель определил между ног. Они даже слово это “Франция” выговаривают по особому. Со смесью ненависти и уважения, и нет там ни Парижа с его Монмартром, Пантеоном и Эйфелевой башней, ни замков Луары, ни Лазурного Берега, а только смерть кровь и мрак.
Может поэтому семейство Шелби, стоящее во главе “острых козырьков” пытается всеми силами выйти на другой уровень. К богатству, признанию, благосостоянию. Но главное – к легитимности. К праву выбирать за себя и за других. Не бояться за завтрашний день. К стабильности. Хотя это, на самом деле, обманка. Я не буду пересказывать сюжет. Я хочу, чтобы вы захотели посмотреть этот сериал.
Актеры подобраны в точку и игра их выше всяких похвал. Артур Шелби, старший брат (Пол Андерсон) – психопат со стажем, алкоголик, парень у которого иногда срывает крышу так, что и гвоздями не приколотишь, Джон Шелби, младший брат (Джо Коул), туповатый, но преданный семье и, конечно, Полли (Хелен Маккрори), которая для меня лично засветилась в “Бульварных ужасах”, но и без моего уважения она – актриса высшего разряда. Полли – эдакая тетушка всех Шелби, а также правая рука Томми, поскольку оба его брата наделены энергией и богатырской силушкой, а вот с мозгами там не все удачно сложилось и должен кто-то считать и держать на плаву семейный бизнес. В конце концов, Полли вела дела банды все то время, что мужчины воевали во Франции, поэтому почему бы именно на нее Томми не оставлять командование, когда он сам в отлучке?
Но есть еще один аспект. Что делает плохого парня не таким уж плохим? Угадайте. Все познается в где? Правильно, в сравнении. И, когда на сцене появляется персонаж, по сравнению с которым Томми Шелби со всеми его гангстерскими делишками кажется душкой и паинькой, все становится на свои места.
Знакомьтесь. Инспектор Честер Кэмпбелл (Сэм Нилл). Вы ищете Ад, он здесь, в его мозгу. Сэм Нилл – великолепный актер (кажется, я уже пользовался этим эпитетом один раз сегодня, но это ведь ничего не значит, если актер действительно великолепен). Но в роли майора Кэмпбелла он превзошел все, что играл до сих пор. Это тот случай, когда слуга правосудия лучше бы сидел за решеткой. Хотя те времена пожаловаться на полицейского можно было разве что дождю или ветру. Ну… или парням вроде Томаса Шелби.
И происходит игра в кошки-мышки, когда хороших нет, плохой не так уж плох, а вот злой – он редкостная сволочь. И даже не потому, что пытается незаконными средствами добиться соблюдения закона. А потому, что закон для него не писан, и вертит он им, как пожелает. И с фантазией у человека все более, чем в порядке. И цель оправдывает средства. Даже нет, она их выбирает. И они ложатся под ноги джентльмена и офицера, который, кстати, во Франции не был. Зато путь его лежит к славе и власти. И все, обо что он не может вытереть ноги, летит с его пути прочь.
Конечно, тут есть любовь, целый треугольник, который заканчивается совсем не так, как хотелось бы. Нестандартно. И замечательно, что так. Ищите женщину, и найдете. О ней я не стану писать, чтобы добавить еще немного тайны. Меня эта дама не разочаровала, но и не очаровала. Но я, как и обещал, писать о ней не стану.
Ведь сериал не женщине по имени Грейс, а о парне по имени Томас Шелби, о человеке, который идет к своей цели и нам кажется, что он делает это, как раскаленный нож сквозь масло, но к концу мы понимаем, что нет. Скорее, как слаломист. А роняет он по пути пару стоек, или нет – не суть важно. По части щепетильности в отношении к людям, особенно к тем, кто на его стороне, по части чести и надежности, инспектору Кэмпбеллу до него, как лягушке до неба. И нам хочется, чтобы этот не самый хороший парень преуспел. Но ведь он – гангстер. Ему в тюрьме место. Да, все так.
В этом и заключается магия экрана: видишь одно, чувствуешь другое. Получается третье. И ты доволен, что первое и второе с ним совершенно не совпадают.
© Юрий Супоницкий
#Кино_без_наркоза