Может ли измениться группа крови.
Я слишком много таких вопросов получил после предыдущего текста. Поэтому нелирическое отступление.
Сейчас мы говорим только о группах крови АВО потому, что в остальных, начиная с Резуса и закачивая всякой экзотикой типа Келль, Даффи, MNS и прочими есть такое дикое количество подтипов, подвариантов, мутаций и прочего, что черт сломит ногу в тринадцати местах и ни один ортопед не возьмется его оперировать.
И ответ на вопрос, могут ли меняться группы крови я дам сугубо еврейский. И да, и нет.
Почему нет? Потому, что группа крови, точнее, антигены, которые будут находиться на их поверхности, прописана в ДНК клеток костного мозга. И все эритроциты штампуются по единому лекалу. Организм не умеет придумывать новые вещи. Что на скрижалях ДНК начертано, то и будет производиться с рождения до смерти.
Теперь почему да.
Есть несколько вариантов. И для того, чтобы продолжить, надо усвоить два понятия: генотип и фенотип. Генотип – это буквально то, что записано в наших генах. В библиотеке, по чертежам, хранящимся в которой, строится здание нашего тела. Если не случается мутаций или событий, о которых написано ниже, он не меняется. Фенотип, это то, как записанные в генотипе данные проявляются в организме. И это не всегда происходит с точностью один к одному. Мы не будем влазить в эту сложную тему. Только скажем, что некоторые признаки реализуются не через один ген, а через цепочку, а некоторые гены обладают более сильной или более слабой способностью проявиться, но, в отношении групп крови системы АВО, все относительно изучено.
Итак.
- Трансплантация костного мозга. Это способ лечения некоторых заболеваний, в том числе и заболеваний крови. Например, лейкозов. При этом больной лейкозом костный мозг пациента убивают. А затем подсаживают другой, здоровый. И пациент избавляется от болезни. Однако этот донорский костный мозг должен быть генетически близок к “родному” костному мозгу пациента. Иначе возможно развитие отторжения и все пойдет прахом. Поэтому и группа крови донорского костного мозга с большой вероятностью будет такой же, как у исходного. И группа крови меняется не всегда.
Обратите внимание на то, что написано немного выше. Пересадка костного мозга, это единственная ситуация из те, что я перечислю дальше, когда изменяется генотип. Но не генотип всего организма, а только костного мозга, производящего клетки крови. Генотип всех других органов останется прежним. Все, что написано ниже, относится к ситуациям, когда генотип не меняется, а проблемы только с фенотипом. Или с нашей головой.
- Массивное переливание крови. Если, например вследствие травмы и обильной кровопотери человек получил много донорской крови. Например, пациент с группой А получил десять порций О (универсальный донор). В его крови будут преобладать эритроциты О, при анализах кровь будет определяться, как О до тех пор, пока донорские клетки не разрушатся, а организм не настроит новых, правильных, группы А.
- Некоторые заболевания. Сюда относятся аутоиммунные болезни типа волчанки, инфекции или некоторые виды лейкозов. В этих ситуациях возникают изменения поверхностных антигенов эритроцитов и они либо неправильно идентифицируются при стандартных анализа, либо производятся с дефектами. Однако, такие ситуации до безумия редки и исчисляются единичными случаями. Существуют, к примеру, редкие штаммы микроорганизмов, такие, как, например, кишечная палочка К-12, которые способны вызывать изменения поверхностных антигенов эритроцитов. И тогда подтип антигена А1 становится похожим на антиген В и реагирует с анти-В. Это вызывает ложное определение группы крови А, как В. Зачем кишечной палочке нужна эта морока, никто не знает. После того, как инфекцию излечивают, антигены возвращаются в норму и группа крови определяется, как положено. Точно также после того, как лейкоз возвращается в стадию ремиссии или излечивается, антигены “считываются” без проблем.
- Ошибки. Как бы мы не стремились их избежать, ошибки всегда были, есть и будут. Технически, когда я заказываю кровь, я отправляю кровь предполагаемого пациента в банк крови, где группу, даже если она известна, проверяют снова. С нуля. Потом каждую порцию крови, которую готовят для этого конкретного человека, проверяют на индивидуальную совместимость с его кровью из присланного образца. В “нормальных” странах, где все определение групп и пациентов делается не на коленке и не на тарелочке, как нас тридцать пять лет назад учили в мединституте, то все выглядит не так уж плохо. Ошибиться теоретически можно, определяя группу крови (например, B вместо АВ) и это то, что делается в банке крови. Или давая неправильную кровь пациенту, например, Хаиму Моше вместо Моше Хаима. И это, к счастью, безумно редкие вещи. В США, а, я думаю, что уровень общественной медицины в Израиле, вполне сопоставим, ошибки при переливании крови в 2019 году составили 1 на 7.14 миллионов порций.
Так что спите спокойно, никакой злодей вашу группу крови не поменяет.
© Юрий Супоницкий
#Анестезиоблог
Фото взято с сайта pexel.com у Karolina Grabowska и немного модифицировано.