Смотреть это стоит исключительно с познавательной точки зрения.
Во первых, это такое путешествие на машине времени – “обратно в СССР”.
Во вторых, для сравнения. Я начал смотреть американский сериал “Властелины воздуха”, а там еще есть пара серий до конца. И мне захотелось посмотреть, снимают ли что-то подобное где-то в том мире, где некоторые верят, что американцы не воевали толком, и что Вторая Мировая Война началась двадцать второго июня сорок первого года, а до того было что-то невнятное.
Вначале про кино. Потом про реальный исторический эпизод. Потом опять про это кино.
Как снято – не удивляет. И хорошо и плохо. Хорошо потому, что, смотри я его даже сорок лет назад, я бы просто выпал в осадок от восторга. Исторически техническая часть подана очень точно, я бы даже сказал, восхитительно точно. Модели самолетов – полный восторг. С точки зрения, показать, как это было, люди постарались и получилось выше всяких похвал.
Исключая первый эпизод, а кино снято по голливудским лекалам – вначале такое затравочное сражение, потом разговоры, ходим туда-сюда и готовимся к большой драке. Разговариваем. Потом длинная подробная драка со всеми деталями. И, в заключение, хэппи энд. Первый эпизод, он с модельками кораблей, которые выглядят, словно их купили на алиэкспресс, причем продешевили. Ну а потом, как я написал, все, что относится к технической части, реально здорово. И актеры играют вполне хорошо.
Сам исторический эпизод, про который сняли фильм, это первая советская бомбардировка Берлина. Сделаем нелирическое отступление и скажем так, что советская бомбардировочная авиация была к началу войны очень хилой. Далеко летать толком не могли. Я не о рекордных перелетах конца тридцатых, а именно про то, как это делалось в массовых количествах. Большинство самолетов было устаревшими или не доведенными до ума, а те, что как-то могли бы нормально воевать, их было мало и качество тоже не фонтан. Поэтому в последующих попытках отбомбиться по Берлину, когда взяли более “современные” бомбардировщики, оказалось, что значительная часть из них не способна долететь из-за отказов оборудования.
Технически СССР мог бомбить Берлин только в начале войны. Потом, когда немцы продвинулись вглубь страны, дальности самолетов уже не хватало. Но в августе 41-го при определенных условиях можно было долететь и вернуться. С небольшой относительно нагрузкой. Потому, что бомбардировщик, он тоже самолет, и поднимает определенный вес. Либо берет под завязку бомбы, либо горючее, но никак ни то и это. Поэтому взяли возможный минимум бомб, чтобы хватило дальности, и полетели.
Вся затея с бомбардировками Берлина имела большое пропагандистское значение для внутреннего пользования. Нам про это еще в школе рассказывали. Реально никакого влияния на ход войны это не оказало. Но однозначно было важно сбросить на Германию бомбы.
Советские бомбардировщики отправились на задание ночью. Первый вылет немцы приписали англичанам, насчитали 150 бомбардировщиков вместо пятнадцати и заявили о девяти сбитых на что те сказали “сорри, гансы, у нас была нелетная погода, это не мы”. “А кто?” – удивились немцы.
Забегая вперед скажу, что в первый раз вылетело пятнадцать машин, и все вернулись домой. А дальше пошло гораздо хуже. Всего за август-сентябрь 41-го было состоялось 9 атак с участием 89 самолетов, за это время на Берлин упала 21 тонна бомб. В 1940-м году англичане только во время одного налета отправили больше восьмидесяти примерно таких же слегка устаревших бомбардировщиков, и сбросили столько же бомб, сколько вся советская авиация за два месяца. А слетали они тогда около двадцати раз. Я никого не оправдываю и не выгораживаю. Страны находились в разных условиях, страны были разных размеров и разного промышленного потенциала. И расстояние, скажем, от Лондона до Берлина в полтора раза меньше, чем от острова Саремаа, с которого летали советские бомбардировщики. Привожу эти цифры просто для того, чтобы составить представление о масштабах ущерба.
Теперь еще одно отступление. Мы знаем асов-героев, реальных героев вроде Покрышкина и Кожедуба. И никто не собирается умалять их достоинств и подвигов. Но пилоты торпедной авиации, а именно эти экипажи были выбраны для первого вылета на Берлин, были настоящими смертниками. Представьте себе приличных размеров двухмоторный бомбардировщик, который должен снизиться до совсем небольшой высоты, несколько десятков метров, лечь на прямой курс на вражеский корабль. И с расстояния примерно в километр выпустить торпеду. Это и в условиях, когда тебе никто не мешает, сделать непросто.
Но все это время большой самолет представляет собой большую, красивую мишень, которая даже не пытается уклониться от зенитного огня. Не может. Надо держать прямой курс. И зенитчики, которым грозит риск получить в борт торпеду и оказаться в ледяной воде, исключительно мотивированы этот чертов самолет завалить. Поэтому для торпедоносца вероятность утопить врага куда меньше вероятности быть сбитым над морем, где хрен тебя спасут, если даже тебе повезет выпрыгнуть с парашютом. А, если спасут, то те люди, которых ты двадцать минут назад пытался утопить. И они не будут полны человеколюбия по отношению к тебе. Поэтому потери в торпедной авиации были жуткие.
А теперь реальная история, когда взяли пятнадцать бомбардировщиков, устаревших, не слишком исправных, с изношенными моторами. Бомбардировщики летели над вражеской территорией, без сопровождения истребителей (те так далеко не умели), с минимальной бомбовой нагрузкой – только чтобы хватило горючего добраться до Берлина, сбросить бомбы и вернуться. Ночью. Над незнакомой местностью. Где прожектора, зенитки и вражеские самолеты. И, в общем, вы поймете, что для того, чтобы сделать это, надо быть настоящими героями. И это хорошее, что я могу сказать о кине.
А теперь нехорошее. Это реально советский фильм. Со всеми прибамбасами советского кино. Все персонажи – хорошие и правильные. Словно их вырезали из нормальной жизни, очистили от юмора, от каких-то неформальных вещей и засунули на агитплакат. Летчик, который постоянно теряет сознание в полете и его надо нашатырем откачивать, это просто пц. Как бы … хочешь быть героем и скрываешь от всех свои медицинские проблемы – твоя беда. Улетел, разбился, вот и хэппи энд. Но ты же тащишь за собой в могилу еще троих ни в чем не повинных членов экипажа. Какого хрена? Инфантилизм и безответственность сдают под маской героизма?
Все правильные, все героические, все такие до жути целеустремленные, как роботы. Командир дивизии, который управляет всей операцией, – тот вообще мудрый руководитель, прямо скопированный из советских фильмов семидесятых про колхозы и заводы. Финальная сцена, где он удаляется в заплыв, когда все заканчивается хорошо и мощными гребками под стать торпедному катеру удаляется в восход, это затертый такой, давно надоевший штамп. Правильный гэбист, который приезжает, чтобы всем помочь, и он такой добрый, такой умный, такой вдумчивый, короче, плохих людей не было.
Их, конечно, не было, но есть в фильме очень крутая, на мой взгляд, сцена. У гэбиста зашел спор с летчиками. Спор о том, сколько бомб может поднять изношенный самолет и долететь до Берлина. В качестве эксперта вызывается известный летчик Коккинаки. Был такой известный летчик-испытатель, Владимир Коккинаки, родом из понтийских греков, действительно крутой авторитет в своей области, испытавший множество самолетов, поставивший несколько мировых рекордов, наверное, персона уровня Чкалова. И вот, пока один из самолетов полка готовят к взлету с максимальной нагрузкой, киношный Коккинаки вместе с гэбистом купается в море и все терпеливо и почтительно ждут, пока Большой Человек из Москвы закончит свои удовольствия. Но тут на счастье появляются в небе немцы, киношный Коккинаки быстро собирает манатки и едет на аэродром, где его ждут на жаре в самолете летчики, техники, весь персонал. Совок.
Короче.
Историческое кино о реально героическом историческом эпизоде. Технические аспекты на “ура”. Неплохая игра и съемки. В остальном – back to USSR.
© Юрий Супоницкий
#Кино_без_наркоза