На фото не два человека. А один. Если дочитаете до конца, узнаете, почему.
Родился этот человек в Бруклине 11 июня 1917 года, окончил с отличием колледж по специальности юриспруденция, и работал адвокатом в некой нью-йоркской фирме. Звали его Роберт “Рози” Розенталь. В качестве бонуса угадайте, кем он был по национальности.
Седьмого декабря 1941-го года Америка вступила в войну, а восьмого Рози пошел в армию и стал пилотом бомбардировщика В-17, который больше известен под названием “Летающая крепость”.
В августе 1943-го он в составе сотой бомбардировочной группы вылетел в Англию, откуда американцы проводили налеты на Германию и оккупированные территории. Сотая бомбардировочная очень скоро получила прозвище “Кровавая сотая”. Не спрашивайте меня, почему, британцы бомбили Германию ночами, американцы – днем. Может быть, дело в том, что “Крепости” и “Либерейторы” были куда лучше защищены от огня истребителей, чем английские бомбардировщики, может, были иные причины. Ночью разглядеть самолет в небе труднее, чем на свету. А когда собирается стая из полутысячи тяжелых четырехмоторных машин, упустить ее невозможно.
Союзники бомбили Германию очень жестко. Методично, планомерно и кроваво. Но сотую “кровавой” называли не за это, а за потери, которые она несла. Во время рейда на Мюнстер, например, вылетело 21 самолет, вернулось 12. Экипажи бомбардировочной авиации были настоящими смертниками, поэтому, каждый, совершивший двадцать пять вылетов, получал право демобилизоваться и вернуться домой.
Что такое двадцать пять вылетов? Кажется, ерунда. Но нет. В сорок третьем и сорок четвертом потери были жуткими. Это ближе к концу войны, когда германская промышленность лежала в руинах и когда небо было целиком за союзной авиацией, потери существенно уменьшились. А в начале бомбардировок примерно половина экипажей погибала или попадала в плен после одиннадцати в среднем миссий. Капитан Розенталь сделал двадцать пять. Достаточно героизма для одного человека, еврея, которому попасть в немецкий плен – смертный приговор. Розенталь отказался вернуться в Бруклин и продолжил свою войну. Всего он совершил пятьдесят два рейда и к концу войны командовал в “Кровавой сотой” одной из эскадрилий.
В третьем вылете его бомбардировщик “Заклепщики Рози” был единственным из тринадцати самолетов, вернувшихся на аэродром, правда, с дырой в крыле и двумя неработающими двигателями. Дважды Розенталь был сбит, один раз над Францией, его вернули партизаны, переправили через границу и он сел за штурвал. Третьего февраля 45-го он вел армаду из тысячи самолетов на Берлин. Ведущий всегда притягивает на себя огонь. Рози был снова сбит, но сумел дотянуть до позиций советских войск, вернулся в “сотую” кружным путем через Иран и Неаполь. И успел сделать еще два вылета.
Ну а потом он вспомнил о своей настоящей профессии и участвовал в Нюренбергском процессе, уже, как юрист. Розенталь допрашивал Геринга и Кейтеля. Там он познакомился со своей будущей женой Филлис Хеллер. Роберт Розенталь умер в 2007 году, оставив троих детей, четверых внуков и двух правнуков. И одна из самых удивительных вещей в его жизни, как он сам говорил, был неразорвавшийся снаряд, который нашли в бензобаке его самолета после рейда на Мюнстер. Может быть, сказал он, надо поблагодарить за это безымянного заключенного, трудившегося на германских заводах. А, может, у Всевышнего были другие планы на капитана Розенталя.
Я познакомился с историей Роберта Розенталя из сериала “Властелины воздуха”. Вышел он в этом году на Амазоне, и сделан людьми, которые плохо делать кино не умеют – Томом Хэнксом и Стивеном Спилбергом. Но про сериал расскажу в другой раз. Отдельно.
© Юрий Супоницкий
История_без_наркоза