Поговорим о лечении алкоголизма.
Но прежде – дисклеймер. Автор этих строк отнюдь не избегает спиртного. Но не находится в зависимости. Те, кто их прочитают, прежде, чем ответят вдумчиво и осознанно, должны бы задуматься о том, зависимы ли они. И еще о том, что есть в мире достаточно много людей, для которых алкоголь – смерть, болезни, разрушенные судьбы и судьбы их близких. Некоторым из них помочь уже поздно. Но некоторым можно и нужно. Потому, что ситуация для них еще обратима.
Я сознательно не стану здесь писать о том, кому надо идти лечиться, а кому-нет. Разве что упомяну слово “зависимость”. Если человек без самообмана способен легко отказаться от алкоголя в любой момент (можете это подчеркнуть для себя), у него нет зависимости.
Если у человека нет проблем, связанных с алкоголем ( социальные проблемы, зависимость, кардиомиопатия, гепатит и т.п., я писал об этом пару недель назад), ему, вероятнее всего, не надо лечиться. Если у человека нет проблем, при которых употребление алкоголя может стать опасным, и об этом я тоже писал, ему, скорее всего, не надо лечиться. Но в любом случае, если кто-то считает, что ему надо что-то изменить в своей жизни, дорога лежит к семейному доктору и дальше к специалистам, которые могут ему помочь. Или не только к специалистам. И я напишу об этом.
И, да, я сознательно написал “социальные проблемы” прежде слова “зависимость” и всяких болезней. Это убивает больше.
Сегодня мы говорим только о способах лечения зависимости, не касаясь такой штуки, как детоксикация, поскольку ее можно проводить столько раз, сколько человек напьется до потери облика, и это больше похоже на тушение пожара, а лечение зависимости – это построить сгоревший дом заново.
В принципе, все методики делятся на две большие группы: фармакологические (медикаментозные) и нефармакологические. И, разумеется, необходимо желание пациента. Осознанное, постоянное и целенаправленное желание изменить свою жизнь. Которое пребудет у нас в крови и в костном мозге очень долго. Потому, что не так важно, какой тип лечения мы изберем. Таблетки надо принимать регулярно и к психологу ходить надо регулярно. А иначе получается самообман и бессмыслица.
Фармакологические способы это прием лекарств. Постоянный, по крайней мере, в первые месяцы или годы лечения. Под наблюдением доктора. Если пациент купил таблетку в аптеке и положил ее на полку, то она не будет работать. Я не стану сейчас описывать все препараты, которыми пользуются доктора для избавления своих пациентов от алкоголизма, их противопоказания и побочные эффекты. В основном, они базируются на том, чтобы прервать биохимические механизмы зависимости тем или иным образом. Не удивляйтесь слову “биохимия”. Те же антидепрессанты, например, изменяют баланс, только в других точках. Больше одних молекул и рецепторов и меньше других. И пациенту становится лучше.
Эффективность лекарств, как единственного способа, относительно невысока по сравнению с плацебо, хотя статистически некоторый положительный эффект есть. Иными словами, если тысяча человек решит бросить пить самостоятельно, исключительно усилием воли, а другая тысяча пойдет к доктору (представляю себе такую очередь) и возьмет правильное лекарство, то у второй тысячи процент успеха будет несколько выше. Большинство рекомендаций относительно медикаментозного лечения сводится к тому, что этот метод вспомогательный и должен применяться в комбинации с психотерапией.
Подвидом фармакологических способов является дисульфирам и подобные ему препараты. В СССР была достаточно распространена практика “зашиться” или вшить капсулу, содержащую дисульфирам. Хотя зашивать под кожу капсулу не обязательно, можно просто давать его пациентам, которые хорошо приняли за воротник. Или вводить постоянно, чтобы он накопился в организме в достаточном количестве. Дисульфирам вызывает совершенно омерзительные побочные реакции, когда в организме накапливается достаточно ацетальдегида, продукта метаболизма этанола. И принцип его применения заключается в том, чтобы вызвать у человека устойчивую отрицательную связь между спиртным и реакцией на дисульфирам. Как у собачки Павлова. Абсолютно социалистическая идея, основанная на том, что все люди идиоты и что есть одно универсальное средство, подходящее для всех. И на том, что условными рефлексами можно перевоспитать людей. Поскольку люди, в большинстве своем, не идиоты, это не слишком хорошо работает.
По крайней мере, статистика, которую делают доктора, утверждает, что эффект от дисульфирама ставит его далеко не на второе место в списке работающих способов лечения. Хотя до сих пор есть те, кто его использует и некоторые утверждают, что достаточно успешно. Особенно на всех плоскостях постсоветского пространства. Я могу лишь предположить, что способ этот достаточно прост, нетрудоемок как для врача, так и для пациента, и вполне ненулевой эффект от него есть. Поэтому до сих пор и жив, особенно на фоне того, что универсального и стопроцентно работающего способа лечения алкоголизма нет.
Теперь, прежде, чем мы перейдем к психологии, поведению и прочим, одно лирическое отступление. Есть такая поговорка у медиков. “Даже вода, которую дал вам доктор, имеет побочные эффекты”. Любой способ лечения всегда сравнивается с контролем, чаще всего, с пустышкой. Плацебо на латыни. Эффект плацебо составляет около 20%. То есть, если я буду лечить алкоголизм (наш пример) и разобью исследуемых на две группы, я должен буду дать одной плацебо, а другой лекарство. В группе, которая получит лечение, выздоровеет, скажем, 60%, а в группе плацебо 21%. Например. Цифры условные. Поэтому если ваш дядя получил капсулу дисульфирама и перестал пить, это не значит, что препарат эффективен. Это значит, возможно, что он попал в двадцать процентов, на которых подействовало бы что угодно. Или они перестали бы сами.
Эффективность фармакологической терапии по сравнению с плацебо составляет что-то около 40-50% в лучших из исследований, что, как я писал выше, не фонтан совсем. Поэтому ее рекомендуют сочетать с психотерапией или с поведенческой. Или и с тем, и с другим.
На сегодняшний день нефармакологические методы являются более эффективными, чем фармакологические. То есть, если мы хотим очень дихотомно, черно-бело, то тогда надо обращаться к разуму и душе, а не к таблеткам. Хотя, как я уже сказал только что, сочетание того и другого, кажется более разумным Особенно на ранних этапах лечения, когда побороть биохимию лоб в лоб очень непросто.
Существует огромное количество способов нефармакологического воздействия. Я, как и с таблетками, не буду перечислять их все, но укажу на наиболее эффективные. Их три в порядке убывания эффективности.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) помогает выявить и изменить негативные мыслительные и поведенческие шаблоны, связанные с употреблением алкоголя.
- Мотивационное интервьюирование через осознание своих целей и мотивации для изменения поведения.
- Семейная терапия: включение членов семьи в терапию улучшает результаты лечения.
По разным статистическим данным, КПТ оказывается эффективной примерно в той же пропорции, что участие в так называемых двенадцатишаговых системах, аналогичных движению анонимных алкоголиков. И об этой очень важной и очень правильной системе я расскажу отдельно потому, что она того заслуживает. Для людей, которые серьезно занимаются КПТ или посещают группы анонимных алкоголиков эффективность лечения достигает по некоторым данным 70%.
А как же, спросите вы, всякие реабилитационные программы? Они, разумеется, есть. И они могут сочетать медикаментозное лечение, психотерапию и двенадцатишаговые системы, а также кодирование, гипноз и много чего еще. Реабилитационные программы, это когда человека определяют в так называемые реабилитационные центры, с постоянным проживанием или же он приходит туда днем, а на ночь возвращается домой. Если вы не следите за скандальной хроникой богемы, не в курсе, кто и сколько раз проходил лечение от алкоголизма, потом срывался опять, то … вы не в курсе. Эффективность этого метода оценивают в 40-60%, причем если речь идет о закрытых программах, то они удачнее, чем программы с более свободным режимом.
Теперь, возможно, у вас возникнет крайне закономерный вопрос: куда идти лечиться. Удивитесь, но у меня нет ответа. Но какое направление стоит выбрать, если вы хотите получить максимальный шанс на успех, я скажу точно. Через неделю.
© Юрий Супоницкий
#Анестезиоблог
Ссылка на страничку “Вестей”: https://www.vesty.co.il/main/article/5crln4jx2