Мы уже второй год движемся под знаменем коронавируса в будущее, ставшее внезапно не очень светлым, но очень туманным. Страсти кипят, копья ломаются, гранит науки сгрызается в мелкую крошку, но человечество, озаренное мудростью Гугла Великого и Ужасного, по прежнему в раздрае. Надо или нет и что мы с этого огребем, вот, в чем вопрос.
И, прежде, чем я попытаюсь дать относительно простой и относительно ясный ответ, просто, чтобы мы говорили на одном языке, приведу несколько фактов.
- Опыт прошлых эпидемий однозначно доказал, что карантинные меры, вакцинация и соблюдение гигиены снижают распространение инфекции. Это то, что полагается делать, что называется, от бедра. При первых признаках опасности. Для любого нормального врача (есть ненормальные, чем мы хуже других профессий) это абсолютно рациональная, верная, обоснованная реакция на известие об эпидемии. Сначала закрыть, потом разбираться. Иначе потом может оказаться, что разбираться не с кем. Если вспомнить ужасающую смертность в северной Италии и некоторых других местах, страх перед грядущей пандемией и агрессивное ограничение передвижений оправданы.
- Прививки опасны. Однозначно. Любое лекарство может принести множество побочных эффектов. Анальгин может вызвать угнетение костного мозга и смерть. Если вы откроете вкладыш к любому из препаратов, вы найдете там огромный список побочки. Мы, доктора, оперируем словом “вероятность”. Лекарство добирается до полок аптек только тогда, когда вероятность того, что оно вызовет серьезные осложнения, будет существенно ниже, чем вероятность лечебного эффекта. Случается ли, что препарат снимают с полок и отправляют в мусор? Да. Был больше десяти лет назад такой препарат – Vioxx. Обезбаливающий, противовоспалительный. Прошел все стадии проверок и вышел в широкую продажу. Через несколько лет накопились данные о том, что Vioxx при длительном применении вызывает повышенный риск тромбозов, инфарктов и инсультов, и FDA его выкинула. Вдумайтесь. Для того, чтобы попасть в группу риска, надо принимать Vioxx год-полтора. Все равно – долой. У прививки от коронавируса однозначно, обязательно будут побочные эффекты. В определенном количестве очень гадкие. Идеального лекарства, лишенного осложнений, не бывает. Вопрос всегда в том, чтобы риск от лекарства был намного намного намного ниже, чем от того, что оно должно предотвратить. Поэтому то, что находится на полках аптек и официально разрешено серьезными инстанциями вроде FDA является максимально безопасным для нас продуктом.
- Вы можете заболеть, и если будете соблюдать меры гигиены. Вероятность рулит здесь тоже. Можно не заболеть, можно заболеть. Мы смотрим на конечный результат. Учитываем риск. Если заболеете, но через неделю встанете на ноги без осложнений, на кой прививка? А если заболеете и … Кто-то правда думает, что молодые и здоровые не умирают от коронавируса? Я видел достаточно, чтобы сказать, что это чушь. Еще как умирают. И выходят инвалидами. Далеко не все, очень небольшой процент. Но риск есть. Вопрос, хотите ли вы подвергать себя риску.
Сделаем лирическое отступление. Вы выигрываете очень много денег в лотерею. Неприлично много. В финансах не ограничены. И отправляетесь покупать себе машину. До банка, которым вы теперь владеете, можно доехать и на вашей старой “Ниве” с ручной коробкой и начисто лишенной электроники. Последние двадцать лет вы на ней катались, и она более-менее довозит вас от точки А в точку Б. Почти не ломается. А можно купить какой-нибудь навороченный “Мерс” и кататься с кайфом. Теперь скажите, новые “Мерины” никогда не встают на дороге? На них не попадают в аварии? И что, это повод от них отказываться? Ну, кто о чем, а я о вакцинах.
Мы можем … да мы можем абсолютно все. История поджидает нас на перепутьях, но сравнить, что было бы, если бы мы выбрали другое направление, – нельзя. Мы можем выбрать очень жесткий контроль – закрыть все, привить всех, никого не выпускать из дому и удушить пандемию в зародыше. Но разве мы настолько дисциплинированы, чтобы так поступать? Мы можем вообще отпустить контроль кто помрет, тот помрет, и эпидемия закончится сама собой, когда все переболеют, и часть людей умрет.
Я даже не думаю, что беда нашего общества в том, что мы слишком легко получаем доступ к любой информации. Кто угодно может назваться экспертом, процитировать других себе подобных и создать видимость подтвержденного фактами мнения, видимость доказательств. Так было всегда: человечество любит слышать тех, кто громко кричит, но не любит задумываться о смысле и бессмыслице. Бей жидов! Жги ведьму! Доктора во всем виноваты!
Кстати, о докторах. Диванных экспертов в медицине пруд пруди. Думаю, единственные конкурирующие области это история, мода и все, что стреляет. Мало кто способен, приехав в гараж, сказать механику, что не эту финтифлюшку надо менять, а ту. Или вообще не надо. С сантехником мы не спорим. С ветеринаром. С парнем, который самолет заправляет. А с доктором можно.
Почему? Потому, что в медицине, как это может показаться со стороны, очень мало черно-белого. Есть масса полутонов. А на самом деле? На самом деле существует так называемая доказательная медицина. Где очень многие вещи продуманы, просчитаны, определены и доказаны. Да, с учетом Ее Величества Вероятности, но, все же, просчитаны. Доктора учатся всю жизнь. И с каждым днем углубляют разрыв между ними и дилетантами. Раньше земский доктор мог удержать в голове всю медицину, сегодня каждый из нас уходит в очень узкую область и должен уметь ориентироваться в ней. Умеет.
Поэтому вся фанаберия про то, что “мы тоже можем” или “врачи не понимают” порождает идиотские домыслы, что маски вредят, что ИВЛ вредит при Ковид-инфекции, что Корона это тот же грипп. От гриппа ведь тоже умирают. И, пытаясь вступить в дискуссию, ты обнаруживаешь себя Дон Кихотом, несущимся в атаку на армию ветряных мельниц. Их лопасти создают шум, крутятся, и заслоняют солнце. А ты, печальный рыцарь, если и сможешь завалить одну, ей на смену встанет пять новых.
И что делать?
Боюсь, уже ничего. Ковид бродит по миру, сметая последние барьеры карантина и здравого смысла. На наше счастье, Омикрон слабее предыдущих вариантов. И, если верить нормальным, а не фейсбучным эпидемиологам и микробиологам, агрессивность вируса должна пойти на спад. Чисто с эволюционной точки зрения, если вирус будет большинство своих носителей убивать, он исчезнет, поскольку ему некого будет заражать. Эпидемиологически удачный вирус – это тот, который заражает как можно больше народу, но вызывает нетяжелое заболевание. Так его шансы передаться максимальному количеству людей выше всего, значит, его эволюционный успех, выживание вида, обеспечены. Значит ли это, что за Омикроном не явится более агрессивный штамм? Может, да. Может, нет. Но общая тенденция, коль скоро мы говорим о естественном вирусе, ясна.
И вот что выходит. Советское воспитание шепчет мне на ухо, что надо всех закрыть и поголовно привить. Еще не поздно. И тогда, наверное, все будет хорошо. Быстро. Однако, не те дела теперь, и времена не те. Государство (любое) может полагаться на свободу выбора своих граждан и обязано давать им возможность самостоятельно решать. А граждане слушают тех и этих, и среди этих и тех вовсе не обязательно эксперты, которым стоит доверять.
Интернет-прибой выкидывает на берег нашего доступа таких диких глубинных рыб иногда, что хочется рвать на голове волосы и плакать. Как нормальные, относительно здравомыслящие люди дошли до такой хрени? Нет ответа. И не будет. Нет такой хрени, до которой не может додуматься относительно ненормальный и относительно здравомыслящий человек с богатой фантазией и развитым мышлением.
На этом странном берегу мы оказываемся в ситуации, когда решение принимается не великим и мудрым кормчим, далеким от нас человеком, который знает все и решает все, разом за все племя, а нами самими. Мной лично. А я… я теряюсь в море информации, я не знаю, кому верить, ведь интернет-прибой лжив и шепот его несет столько желтой дряни, что … где авторитеты? Кого еще не облили дерьмом?
Увы. И самое простое, это ничего не делать. Ведь до сих пор было … ну, если и не хорошо, то не так уж плохо. А новое – это шаг в неизвестность. Вопросы без ответов и страховок. Чистый риск.
Но только на первый взгляд. Любое решение – это шаг в неизвестность и чистый риск. Ничего не делать, ничего не менять – это тоже решение. Такое же опасное, поскольку я не знаю. И сопоставить риски не в состоянии.
И где тогда лекарство? Лекарства нет. Снова увы. Стопроцентного гарантированного и патентованного средства нет. Но есть более или менее надежные. Тоже не дающие гарантий. ВОЗ. FDA. Если даже я совсем законченный параноик, шансов, что у этих людей будет мотивация обманывать меня крайне мало. Хотя с нами, параноиками, шутки шутить небезопасно. По крайней мере, в этих организациях сидят люди, которые могут ошибаться, как подтверждает история, но делают это, основываясь на неверной информации или неточных данных. Люди, которые себя проверяют и, чаще всего, не боятся указывать на собственные ошибки.
Но, может, я не только об этом. Своя рубашка ближе к телу. С этим не поспоришь. Но, принимая решение, я решаю не только за себя или свою семью. Привит я, или нет, определяет не только, легко ли будет течь у меня болезнь, но и буду ли я болеть вообще. Буду ли опасен для других. Я решаю за того человека, который ехал со мной в лифте, или стоял рядом в очереди. Кто сел на освободившееся место в автобусе, кто живет в одном подъезде. Мало ли… я не буду знать того, за кого я решил. Кого это вообще должно волновать?
© Юрий Супоницкий
#Медицина_Популярное.
P.S. Автор выражает сугубо личное мнение, и решительно отрицает какую-либо связь или вознаграждение, полученное или обещанное от производителей вакцин, министерства здравоохранения какого-либо государства, частных лиц, компаний, и всемирного правительства рептилоидов.
Фото: Maksim Goncharenok, взято с сайта pexels.com