Многие уверены, что лекарства тем только и развлекаются, что рвут нашу многострадальную печенку на куски. И это, разумеется, абсолютная чушь.
Печень – наша основная, но вовсе не единственная химическая лаборатория, и, да, работа у нее такая – разбирать на безопасные кирпичики все то, что попадает в организм. Лекарства тоже.
Печень много чего делает в организме, но мы сосредоточимся сегодня только на мусоросжигающем заводе. У человечества заняло некоторое время, чтобы понять, что мусор надо разбирать и сортировать и далеко не весь мусор – мусор. Природа поняла это раньше. Поэтому абсолютно все, что всасывается в кишечнике или то, что гадкие докторишки вводят нам в вену, попадает именно на этот завод. В печенку. Где разбирается на запчасти, из которых можно что-нибудь потом построить. Либо обезвреживается, если это совсем откровенная дрянь. Либо приводится в такую форму, в которой организму будет удобно выкинуть это через заднюю дверь. Или выплеснуть с мочой.
И пока этот завод или химлаборатория доводились до ума, никто и не подозревал, что люди научатся делать всякие умные и сложные молекулы. В том числе – лекарства. Потому, что люди едва слезли с дерева, и с трудом держали в руках камень или палку. Поэтому под обработку конкретно фармакологии наш организм не заточен. Но сделан он так умно и замечательно, что большинство таблеток или инъекций, которые мы получаем, так или иначе подпадают под действие тех механизмов, которые разбирают на пригодные к использованию детали все остальное.
В печени живет целая семейка ферментов (белков-катализаторов) под общей фамилией Р-450 (Р читается, как “Пи”). И все они заняты день и ночь тем, что разбирают весь тот хлам, что попадает с кровью. Заодно и лекарства. Это не основная их работа, они вообще понятия не имеют, что делают что-то с лекарствами, поскольку когда Всевышний начал их делать и вставлять в печень всяких зверюшек, лекарства ни он, ни зверюшки не придумали. Но семейство Р-450 воспринимает лекарства, как часть естественных токсинов, и разлагает их, как умеет. Всего, кстати, в этом семействе около 50 разных ферментов только у человека, а у разных других существ насчитывается более тысячи разновидностей.
Из этих пятидесяти штук только небольшое количество трудится на ниве фармакологии, поскольку, как я уже сказал, это не основная их работа и в море того дерьма, что всасывается в кишечнике и атакует печень, лекарства представляют собой лишь малую толику. Ферменты Р-450 иногда объединяются в целые производственные цепочки, а еще они встречаются не только в печени, а еще кроме них над фармакологией трудятся некоторые другие ферменты, но это уже частности.
И, если вы помните, то дозировки лекарств, они не в килограммах. А в граммах, а то и в долях граммов. Что означает очень простую штуку: среди общей нагрузки на наш мусорный завод удельный вес лекарств, даже если мы принимаем пригоршню таблеток в день, все равно невелик. Посему … большинство из той фармакологии, которую мы принимаем дома в обычных условиях в нормальных дозах печенка просто не замечает.
Другое дело, если мы берем ОЧЕНЬ МНОГО лекарства. И такое “очень много” для большинства из лекарств трудно представить, разве что … возьмем алкоголь. Тоже, вроде, лекарство. Бокал вина или стопка водки все еще остаются в рамках граммов чистого продукта. А вот бутылка, скажем, вискаря, это перегруз. И получается, что завод завален работой, а пропускная способность его, хоть и велика, но, все же, ограничена. Вот тогда печень говорит нам “ой”, поскольку все ферменты заняты и больше определенного количества за определенное время перебрать и разложить они не могут. И приходится ждать часами, пока все работа будет сделана до конца и на совесть.
Значит ли это, что все – хорошо? И что не надо бояться? Разумеется, нет.
А что нет? Нет, не всегда все хорошо и нет, бояться не надо. Но проявлять осторожность – да.
Тогда почему?
Разумеется, существуют лекарства, которые действительно опасны для печени. Тот же алкоголь, кстати. Как правило, все это известно, описано и доктора учитывают это в своих назначениях, к тому же, список этих препаратов невелик. Чаще всего их назначают, когда нет другого выхода и всегда под контролем.
Среди самых опасных для печени лекарств на первом, втором и вплоть до десятого местах расположился парацетамол. Я не шучу. Примерно половина случаев острой печеночной недостаточности на его совести. Позже, возможно, я напишу про него подробнее, но сейчас только одно: в нормальных дозах у здоровых людей парацетамол безопасен. Риск возникает, когда печень очень тяжело больна или когда в организм попадает разово очень большая доза.
В этой же компании печеночных “вредителей” засели некоторые противозачаточные таблетки, кое-какие средства для снижения холестерина, отдельные антибиотики, в том числе противотуберкулезные, вольтарен и его нестероидные противовоспалительные собратья, определенные противосудорожные и антиаритмические лекарства. В принципе, большинство из этих препаратов чаще всего можно заменить чем-нибудь другим, если очень надо. А потенциально наносимый ими ущерб можно отследить с помощью анализов крови, поскольку развивается он, как правило, небыстро.
Разумеется, из любого правила есть исключения. И, да, существует такой термин “лекарственный гепатит”. Но это очень редкая штука.
Мы все – герои, хоть куда, но не у всех печень изначально здорова. Перенесенный гепатит, который продолжает тихонько тлеть, избыточный вес, сердечная недостаточность, некоторые другие состояния могут усугублять наносимый лекарствами вред. Да они, эти состояния, и сами отнюдь не бальзам для печени. Без всяких лекарств.
Что делать? Не спускать таблетки в унитаз – точно. Таблетки проверены многократно и те из них, которые действительно опасны, если и смогли пробиться на полки аптек, были оттуда изъяты, как только накопилось достаточно информации, чтобы это понять.
Если у вас есть вопросы, то для ответов существует несколько инстанций.
Первая – это ваш семейный доктор, вооруженный вашими анализами крови, среди которых так называемые “печеночные пробы”, а по их результатам можно более или менее четко понять, как себя чувствует печенка.
Вторая – гастроэнтерологи и гепатологи, а именно врачи, занимающиеся пищеварительной системой в целом и печенью в частности.
И третья – так называемые клинические фармакологи. Это такие особенно обученные доктора, которые лучше большинства из нас понимают, какие сочетания лекарств хороши, какие – не очень. В Израиле в большинстве больничных касс и крупных больниц, кстати, эти специалисты, пусть единичные, но есть и к ним можно попасть. Не стоит путать их с клиническими фармацевтами, то есть, с людьми, которые учились на фармацевта, а не на врача. Эти специалисты тоже понимают тему, могут находить потенциально опасные сочетания препаратов, но не умеют лечить. И выбор между тем, что плохо, а что еще хуже, им не по зубам.
Поэтому, да, задумываться о своем здоровье надо. Задавать вопросы – правильно. Но паниковать или входить в психоз по этому поводу довольно неразумно. В большинстве своем лекарства для печени не опасны. И одна из самых больших глупостей, которую вы не сделаете после прочтения этого текста, я надеюсь, – это бросать лечение потому, что может быть, вероятно, потенциально вашей печени может быть причинен вред. Вред организму может быть причинен и другими вещами, например, неправильным лечением, низкой дозировкой, колебаниями уровня лекарства из-за того, что пациент то принимает, то не принимает, и просто отсутствием лечебного эффекта. Ведь лекарство вам дали, чтобы избавить вас от проблемы. Если вы прекратите его принимать, проблема останется с вами.
А, если вам надо спросить, вы боитесь, вы сомневаетесь, вы что-то страшное и пугающее прочитали в интернете, вы знаете теперь, у кого.
Вот, вроде, и все.
© Юрий Супоницкий
#Анестезиоблог
Для картинки использовано фото MART PRODUCTION с сайта pexel.com и обрывок картинки из Википедии.
Вместо постскриптума. Отвечать на вопросы про то, почему, например, моя тетя взяла таблетку и у нее испарилась печень, я не буду. Единичные случаи могут происходить со всеми нами. Но важно знать, что говорят большие числа и когда наш выбор опасен. Потому, что отказаться от лекарства – тоже выбор. И у него тоже есть побочные эффекты.
И вместо пост-постскриптума. Список из самых больших злодеев по части лекарств и печени я дам в следующем тексте по медицинской тематике. Но я не только о медицине пишу.