Слышали про Женевскую Конвенцию?
Как не слышали? Нас только ленивый не обвиняет в ее нарушении.
Читали ее? Я тоже Пастернака не читал. Хотя вру. Я прочитал. Хоть я и не о Пастернаке.
Итак, это очень странный документ. Забавный, я бы сказал. Наивный. С двойным дном. Который надо бы переписать набело, да вряд ли кто-то возьмется.
Историю знаете? Был такой человек, звали его Анри Дюнан. И был он швейцарским предпринимателем. Бизнесменом по современному. Его, Анри Дюнана, потрясло то, что после сражения при Сольферино, в 1859-м году почти десять тысяч французских, итальянских и австрийских солдат были просто оставлены умирать на поле боя. Через несколько лет Дюнан создал то, что стало впоследствии Международным Красным Крестом, его усилиями была написана первая из четырех Женевских Конвенций, и в 1900-м году он получил первую в мире Нобелевскую Премию Мира.
Ну а последняя Конвенция родилась по итогам Второй Мировой, в 1949-м и несколько раз дополнялась, поскольку люди с тех пор уверенно и бестрепетно продвигались в искусстве уничтожения себе подобных.
Что говорит Конвенция, если попытаться сжать пятьдесят с лишним страниц текста в несколько слов? А говорит она “будьте человечны”. Ну и дальше более подробно про пленных и про гражданских, и про больницы, и раненых и так далее. Если бы всякие действительно добрые и умные люди вроде рыцарей Круглого Стола хотели создать нечто вроде универсального кодекса про то, как надо воевать, лучше у них бы не получилось.
Но далеко не все люди относятся к рыцарям Короля Артура. И люди делятся. На умных и глупых, на честных и лживых, на добрых и злых. А, применительно к Конвенциям, на четыре разных человечества.
Первому Конвенции не нужны. Потому, что гуманность у этих людей “вшита” в их моральные принципы. Они и так не будут стрелять в детей.
Второму крайне желательны. Потому, что гуманность не входит в список их приоритетов, но таким людям жизненно необходимо постоянное напоминание о законах и границах. И еще о волшебной возможности огрести по заднице как только они эти границы и законы нарушат. Вполне действенная штука, кстати.
Третьему человечеству вообще начхать на Конвенции. Оно их не читало, читать и соблюдать не будет, у него своя мораль. Оно и языка, на котором Конвенции написаны не понимает. Ни в прямом смысле, ни в переносном. Ребенок твоего врага вырастет и станет твоим врагом. Поэтому его рационально убить прямо сейчас. Пока он маленький.
И есть еще четвертое человечество. Самое гадкое. Которое с этого кормится. Которое четко понимает, что гуманизм – не для всех. Что есть люди и есть людоеды. И строит свои правила игры.
Поэтому требует от первого и второго, от тех, кто соблюдает, чтобы они соблюдали еще строже, а в отношении третьего вякнуть боится.
Во первых потому, что бессмысленно и бесполезно.
Во вторых потому, что требовать с тех, кто и так уважает правила, проще и безопаснее.
В третьих потому, что только так можно оправдать свое существование. И чем громче ты кричишь, тем, разумеется, дальше тебя слышно. Но только тем, у кого есть уши.
И, в четвертых, потому, что это, оказывается, прибыльно.
Нет, я не против Женевских Конвенций. Это действительно замечательный, умный, честный и добрый инструмент. Я не оговорился. Инструмент. Его нужно использовать всем, но далеко не все этого хотят. И даже не в этом его главная беда. А в том, что есть четыре человечества и некие условные “мы” пытаемся мерить все их одной линейкой. А она явно не подходит.
Потому что…
Знаете, несколько недель назад я поругался с одним своим коллегой. Чисто медицинский вопрос. Мы очень громко друг с другом говорили по телефону. И он взывал к моему разуму, чувствам, морали и врачебному долгу. А я – к его. Кто был прав? Конечно я. Но спор не имел смысла и в какой-то момент я просто положил трубку. С этого момента он мог взывать к моему разуму сколько угодно. К совести, к морали и врачебному долгу тоже, кстати. И пусть скажет спасибо, что я не дал ему в глаз.
Вот теперь, пожалуй, все, что я хотел сказать о Женевских Конвенциях и необходимости их соблюдать.
© Юрий Супоницкий
#Израиль_без_наркоза