Наступила Ханука. И я уже писал про этот праздник. Неоднозначный праздник. Если вдуматься. Победа света над тьмой, которую мы отмечаем сегодня, была вовсе не обязательно победой, вовсе не обязательно света и вовсе не обязательно над тьмой. Но и это не суть важно. Важно и то, что происходило, и то, что мы вкладываем сегодня в понимание древних довольно кровавых событий. И эти вещи не обязательно тождественны.
Я сегодня хочу написать об одном человеке, который тоже, в каком-то смысле, провел свою Хануку у себя в стране, и то, что он сделал, было, как и наши события более, чем двухтысячелетней давности, тоже неоднозначно. Тоже кроваво и жестоко. Только завершилось куда более правильно. И, если хотите немного большей связи с нами, то этот человек, как утверждают некоторые, происходил из евреев. Хотя его семья перешла в другую веру за сотни лет до его рождения.
Считайте это предисловием.
Нас учили в школе, что этот человек, если вы не узнали его на фото, то звали его Франсиско Франко, был кровавым диктатором.
Правда.
Что он был ревностным католиком и закоренелым консерватором.
Правда.
Что он с фантастической жестокостью уничтожил республиканскую Испанию, за которую сражались все добрые и светлые люди на Земле, в том числе Хемингуэй и Оруэлл. Хотя, пожалуй, назвать ни того, ни другого “добрым” я никак не могу.
Правда.
А помогали ему в этом итальянские и немецкие фашисты.
Правда.
Потом он был почти союзником Гитлера, Испания даже послала целую дивизию воевать на Восточном Фронте. В конце Второй Мировой Франко причисления к команде военных преступников избежал, и остался одним из самых “долгоиграющих” европейских диктаторов. Правление генералиссимуса продолжалось более тридцати пяти лет и умер он в своей постели. Хотя крови у него на руках …
А знаете ли вы, что Франко стал одним из самых молодых генералов в европейских армиях, получивших это звание в возрасте Христа. И за вполне конкретные дела, а не за просиживание штанов в кабинетах.
Что Испания в тридцатые годы была плацдармом, через который СССР пытался захватить Европу. Что испанские левые сидели на советских стероидах, что туда рекой текли деньги, кадры, оружие. Что испанские коммунисты и их союзники, дорвавшись до власти, устроили настоящий красный террор, такой, что Виссарионыч мог только позавидовать и размаху и беспардонности.
Нас учили почему-то, что белые и пушистые испанские коммунисты чуть ли не голыми руками отражали натиск гидры мирового фашизма. Но параллельно нас учили, что сотни советских “военных советников” и “интернационалистов” оставили свои дома, чтобы землю в Гренаде крестьянам отдать. Кстати, земля в Гренаде была куда больше у крестьян, чем в Тамбове.
А что было на самом деле? Два с половиной года жесточайшей гражданской войны. Когда обе стороны не просто сняли белые перчатки, а без намека на сострадание резали друг друга только так, как могут это делать уверенные в собственной правоте люди во время братоубийства. Пятьсот тысяч трупов произвела война, по разным оценкам почти двести тысяч – жертвы репрессий, не считая сотен тысяч эмигрировавших и сотен тысяч брошенных в концлагеря по окончании войны. Это на страну, население которой в 1936-м не дотягивало до двадцати пяти миллионов.
Испания, говоря боксерским языком, была вчистую нокаутирована и подняться на ноги смогла спустя два десятка лет. Заодно страна во второй половине тридцатых годов стала испытательной лабораторией для того, что стреляет и летает, и многие виды вооружений, которые очень деятельно убивали людей во время Второй Мировой, получили прописку в смерть по итогам той войны. А вот мировая революция поимела каблуком по носу. Помните шутку про то, можно ли построить коммунизм в Швеции? В Испании почти получилось. Но Испанию жалко не меньше, чем Швецию.
Ну хорошо, а что же генералиссимус Франко? А ничего. Удержался от того, чтобы принять участие во Второй Мировой, хотя Гитлер ему руки выкручивал как мог. Да, тихо играл сотрудничал и с теми, и с этими, но у власти усидел, страну выстроил из руин во вполне развитую экономику, четырнадцатую, кстати, в мире, с очень незначительным отставанием от России, Бразилии и Австралии. Создал демократическое общество и Испания после его смерти мирно перетекла от диктатуры к абсолютно нормальной либеральной демократии.
Диктатор, тиран, кровавый палач – да.
Человек, спасший страну от еще более жестокой участи – да.
Мудрый государственный деятель и патриот – тоже да.
Неоднозначный – однозначно.
Почему я о Франко? Не потому, что он родился в начале декабря.
Потому, что Ханука.
Какая, спросите, связь?
Смотрите.
Вот Израиль двести лет до Нашей Эры. Вот Испания конца тридцатых. Найдите различия.
Гражданская война между теми, кто хочет перемен и традиционалистами.
Там и тут.
Братоубийство, жестокость и кровопролитие зашкаливают все разумные и моральные пределы.
Там и тут.
Консерваторы побеждают путем тяжелейших усилий. Горы трупов по обе стороны дороги.
Там и тут.
Наши братья Маккавеи, победив, продолжили вакханалию кровопролития и жестокости, правили, как дилетанты, упустили почти все, что можно упустить, в конце концов просрали страну и власть.
Наш брат Франко (ну … может, названный брат), победив, потихоньку свел террор на нет, примирил народ, как мог, объединил страну в нечто относительно целостное, устойчивое и живучее и обеспечил преемственность власти.
Скажете, к чему я это? Да ни к чему. Нет, я не к тому, что Биби отец наш и спаситель. Но нашим политикам есть чему поучиться. Вопрос только, с кого они будут брать пример.
© Юрий Супоницкий
#Израиль_без_наркоза