Хм.
Знаете, что я вам скажу. Я еврей. И знаю, что Б-г существует. А Сарамаго атеист. И вот я пытаюсь с любовью и уважением рассказать о его книге, в которой он пишет о евреях, об иудаизме, о зарождении христианства, и о Всевышнем, в существование которого сам, похоже, не верит.
Есть такой старый анекдот, когда мальчик спрашивает отца, был ли Христос русским или евреем. “Евреем” – от отвечает отец. “А Павел, Иуда, Петр и все остальные, были кто?” – снова спрашивает мальчик. “И они были евреями”, – снова отвечает отец. “Почему евреями?” – удивляется сын. “Время, сынок, было такое. Все были евреями”, – отвечает папа.
Занавес.
И на сцене стоит Жозе Сарамаго.
Чей литературный талант так же бесспорен, как и неоднозначны его высказывания и политические взгляды. И пишет книгу, такую же неоднозначную, как и он сам. Глупую гениальную фантазию на сюжет, который равно всем почти известен и неизвестен никому. И который он раскрыл так, как никто бы не смог. За что – спасибо.
Ведь все, что мы знаем о личности Иисуса и о событиях, приведших к его смерти и о том, что, как верят христиане, последовало за ней, мы знаем из источников, которые католическая церковь тщательно отредактировала. И скрыла от нас, все, что может породить сомнения в душах и умах. Если библиотека Ватикана и хранит какие-нибудь тайны, мы об этом никогда не узнаем.
Но есть кое-что, что важно вспомнить относительно личности Иисуса. Он, как и говорится в анекдоте, был взаправду евреем. И пытался вернуть иудейскую религию к её истокам. Изгнать лавочников из храма. А что получилось в итоге, мы хорошо знаем.
И вот приходит Сарамаго, человек, воспитанный, видимо, в культурных как минимум рамках католической религии, но ставший атеистом. И пишет странный роман об Иисусе. Глупый и гениальный, как я уже сказал.
Глупый потому, что, несмотря на, казалось бы, очень глубокое проникновение в быт и образ жизни людей той эпохи, Сарамаго остаётся в значительной степени христианином по своему менталитету и придаёт еврейскому богу черты бога христианского. Да, да, я знаю, что Б-г один и един для всех нас. Но мы видим его не всегда одинаково. И оттого все его пассажи относительно чувства вины Иосифа за то, что не спас он младенцев в Вифлееме, а потом ещё и чувства вины Иисуса за то, что не сделал его отец, они кажутся настолько чуждыми иудаизму, насколько они естественны в христианстве.
Б-г, быть может, и один, но насколько в христианстве задана покорность его воле, настолько еврейские пророки не просто позволяли себе не всегда соглашаться с ним, но и спорили иногда, и шли против. Если в христианстве Всевышний – абсолютная и непререкаемая власть, то в Ветхом Завете, особенно е его начале, он, скорее, мудрый и могучий, и совсем не добрый дядюшка. Который может помочь, а может и по шее дать, но с которым можно и поторговаться, и поспорить. И которого можно и не послушаться. Что там в Библии про нас сказано? “Народ жестоковыйный”. Своевольный. Упрямый. Непослушный.
Где тут “кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую? Нет такого. Оттого мне и не заходит первая часть о детстве и юности картонного Иисуса с лубочными страданиями от несуществующей вины. Вырезал бы ее потому, что, хотя она и написана великолепно, от нее разит фальшью, коль скоро автор ее ни в Б-га не верил, ни ставил перед собой задачу создания рекламы церкви. Потому, что, когда Сарамаго начинает надоедать играться чувством вины Иосифа, а потом Иисуса, когда на сцену вступают Б-г и Дьявол, и борются за Иисуса, тогда книга постепенно начинает наполняться смыслом и превращается в гениальную.
И тогда перед нами предстает хрупкий и живой человек. Человек, которого не по его воле наделили силой и талантами, но которого принуждают идти путем, им не избранным. И мы видим столкновение двух стальных воль. Воли бога, каким его рисует нам Сарамаго и воли Иисуса.
Бог в книге Сарамаго жесток и немилосерден. Он честолюбив, он алчен и недобр. И писать его с заглавной буквы я не буду. Да и верить в такого бога не хочется. Уж если сравнивать, то Дьявол Сарамаго и добрее, и мудрее. И несчастнее потому, что, как и Иисус, он обречён быть пешкой в чужой игре, где силы неравны и где от его желания ничего не зависит.
И Иисус ищет лазейки, ищет способ не выполнить волю бога. Бога, настолько могучего, что ни о каком прямом противостоянии его желанию не может быть и речи. Но настолько мерзкого, что Иисус всеми силами пытается найти такой выход, который позволил бы ему саботировать приказ бога. Ищет и, как ему кажется, находит. И в этом противостоянии из казалось бы ничего возникает настоящий библейский пророк. Тот, кто не боится делать по своему и идти наперекор воле сильнейшего. Но по совести. Не ради спасения своей жизни. Ради предотвращения кровавой жертвы в будущих поколениях.
Именно поэтому книга завершается смертью Иисуса на кресте. А то, что, как верят христиане, случилось потом, остаётся за кадром, ибо ни Сарамаго, ни его героя не интересует.
© Юрий Супоницкий
#книги_без_наркоза