Во первых, это не только для тех, кто любит фантастику.
Во вторых, это и для тех тоже. Особенно для тех.
При всех своих недостатках, книжный цикл Лю Цысиня “Задача трех тел” стоит того, чтобы быть прочитанным. За фасадом добротной научной фантастики есть в нем вполне много о чем. Ну и экскурс в Китай времен Культурной Революции – это путешествие в полный ужас. Собственно, чем оно и было. А можно увидеть здесь и некое предостережение. Если смотреть внимательно.
Несколько лет назад я написал четыре текста про трилогию и про продолжение, которое сделал уже не Ли Цысинь, а его последователь и, возможно, ученик – Баошу . И я остаюсь во мнении, что все четыре книги не без недостатков, но прочитать их стоит и в кайф. Но если читать, то четрые, а не три.
Китайцы, разумеется, не смогли пройти мимо такого шикарного и раскрученного книжного сериала и сняли свою телеверсию “Задачи трех тел”. Автор этого текста начал было смотреть, но быстро скукожился и решил, что не раньше, как в следующем воплощении. Во первых, тридцать серий по часу за один сезон. Во вторых, по книге буквально и даже запятые умудрились вставить. Если серьезно, то ИМХО – несмотрибельно.
Но тут подоспел “Нетфликс” с Вайсом и Бениоффом. Эти ребята в прошлом откровенно загадили концовку “Войны престолов”. Кто не читал книгу, а только смотрел сериал, тот не очень понимает, что когда сценаристы удалились от написанного Джорданом, качество упало и разбилось на мелкие кусочки. Джордж Мартин должен был с ними обойтись, как он это делал со многими героями в книгах.
Первый и пока единственный сезон “Задачи” я смотрел с откровенным подозрением. Зря. Вышло совсем неплохо потому, видимо, что умные люди учатся и совершенствуются. Так что хорошо, что Мартин не отрубил им головы в Королевской Гавани. Исходную книгу сценаристы модифицировали, но сделали это со вкусом, с умом и с долгосрочными планами, которые очень туманно (и хорошо, что так), но, все же, просматриваются наперед. Это только придает интереса и желания смотреть дальше.
На всякий случай, если вы не в курсе сюжета, я в одном абзаце “солью” немного, но так, чтобы вам все еще было интересно смотреть. Только самое начало. С чего все пошло.
Итак, жили были во времена Культурной революции ученый-физик, с женой и дочерью. Папу, разумеется, убивают злобные хунвэйбины, а дочку, которая сама себе физик хоть куда, ссылают на принудительные работы, откуда она чудодейственным образом попадает на сверхсекретную военную базу “Красный берег”. Это огромный радиотелескоп, откуда китайские коммунисты пытаются донести до межзвездных братьев по разуму идеи Мао, и устроить межгалактический интернациональный концлагерь внутри светлого будущего. Если забегать вперед (по книгам, а не по сериалу), то выйдет это нашей дочке-физику боком. Потому как можно сбежать из коммунистического Китая, но труднее, чтобы коммунизм сбежал из тебя.
Китайцы в китайских книгах круче крутых яиц, поэтому сиротка-астрофизик шустро придумывает, как использовать Солнце для усиления сигнала (это по книге) и отправляет инопланетянам призыв. Удивительным образом ответ из космоса находит ее в той же будке возле того же радиотелескопа и в ответе ей прямым текстом говорится “мы злые, не зовите нас, я этот сигнал никому не передал, но, если он повторится, мы прилетим и вас всех уничтожим”. Если бы сиротка послушалась, никакого сериала не вышло бы. Поэтому в ответ на это умная тетенька (ученые же умные все поголовно) отправляет сигнал еще раз, чтобы уж наверняка добить человечество. И мы переносимся в наши дни, где, как оказывается, агенты влияния вовсю пытаются тормозить земную науку, а флот вторжения уже вылетел и можно готовить хлеб-соль и пирожки со стрихнином на через четыреста лет.
Это не сюжет. Затравка.
Главным героям предстоит разбираться, как противостоять цивилизации, которая на века опередила человечество и не скрывает своих намерений стереть людей с лица земли. И поднимать лапки по той причине, что на их веку ничего страшного не случится, они не собираются. А иначе про кого снимать кино?
Разбирать сюжет сериала со всеми достоинствами и недостатками я не буду. Жалко времени. Некоторые ляпы устойчиво перекочевали следом за достоинствами прямиком из книги, и избавляться от них Бениофф с Вайсом не стали. Кое-какие события из второй и третьей книг оказались в первом сезоне. Все равно достаточно логично.
И вышло совсем неплохо, динамично и увлекательно. Читать трилогию вовсе не обязательно, удовольствие получите в обоих вариантах. Сценарий отклоняется от книг, это сделало просмотр интересным для меня, читавшего и помнящего все, что происходило в книгах.
Главного персонажа книги взяли и разбили на несколько частей, а некоторых книжных персонажей перетасовали в сериале. “Зародыши” протагонистов будущих книг уже появились на экране. В общем, правильно поступили. У нас есть пять гениев. Которые заодно и друзья. Эти пятеро взаимодействуют между собой, они живые, разные, прикольные и играют очень здорово. И сир Даворт там на месте. И Эйса Гонсалес, и все остальные. По части подбора актеров – все в точку.
По части съемок, денег (сериал не выглядит дешевым, как, например “Колесо времени”), декораций, компьютерной графики – круто. Двадцать, говорят, миллионов на серию. Смотрится.
Я бы поставил первому сезону 8 из 10. Не спешите не соглашаться, если не видели. Это как перевод стихов с китайского на понятный нам язык. И смысл сохранен, и нам интересно потому, что понятнее, и образы “свои”. Ну и … задел на продолжение однозначно хороший. Будем держать пальцы, чтобы не облажались.
© Юрий Супоницкий
#Кино_без_наркоза
Если кого-то заинтересуют книги, я писал о них в этом же блоге тоже.